Занятие на тему: «Профессиональное самоопределение и выбор профессии»

Профессиональное самоопределение — это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии. Самоопределение реализуется в процессе анализа личных возможностей, способностей в соотнесении с профессиональными требованиями. В настоящее время понимание профессионального самоопределения учитывает проблемы взаимосвязи с жизненным самоопределением личности, а также включает влияние воздействия на индивида социальной окружающей среды и его активной позиции. В условиях рыночной экономики остро встаёт проблема свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника.

Профессиональное самоопределение учащихся

Самоопределение учащихся – это процесс формирования индивидом личного отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование социально-профессиональных и личностных потребностей.

Профессиональное самоопределение учащихся является частью жизненного самоопределения, поскольку входит в социальную группу выбора профессии и образа жизни.

В профессиональном самоопределении существуют различные подходы: социологический — когда общество ставит задачи перед личностью, социально-психологический — поэтапное принятие решение личностью, а также согласование потребностей общества и личных предпочтений, дифференциально-психологический — формирование индивидуального строя жизни.

Символично выделяют взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения учащихся:

Читайте также: Проблема формирования навыка. Интериоризация и экстериоризация.

— дошкольный этап, включающий формирование первоначальных трудовых умений и навыков;

— начальная школа, включающая осознание роли труда в жизни индивида через участие в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой.

Осознание своих способностей и интересов, связанных с профессиональным выбором происходит в 5-7-х классах, а формирование профессионального самосознания приходится на 8-9-е классы.

В профессиональном самоопределении учащихся значительную роль отводят семье и государственно-общественной структуре (профессиональным и общеобразовательным учебным заведениям; учреждениям дополнительного образования, службам занятости).

Психолого-педагогическая поддержка самоопределения учащихся нацелена на реализацию сознательного выбора профессии.

Определяются учащиеся с выбором профессии в процессе обучения основным наукам, а также во время профессиональной подготовки.

Итак, профессиональное самоопределение учащихся включает процесс формирования индивидом личного отношения к трудовой сфере, а также способ его самореализации через согласование профессиональных и внутриличностных потребностей.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Определение старшеклассников с будущей профессией является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом приобретения, а также поиском профессии, анализа личных возможностей, способностей в сопоставлении с требованиями профессии.

В пятнадцатилетнем возрасте старшекласснику очень сложно выбрать профессию. Зачастую профессиональные намерения неопределенные и диффузные, а профессионально ориентированные мечты, а также романтические устремления в реализации невозможны.

Неудовлетворенное наступившее будущее стимулирует развитие рефлексии — осознания личного «Я». Старшеклассник «определяется»: кто он, каковы его способности, какой жизненный идеал, кем он хочет стать. Самоанализ является отсроченной психологической основой профессионального самоопределения для большинства учащихся профессиональной школы.

Более комфортно чувствуют себя те старшеклассники, которые получают полное среднее общее образование. На момент окончания школы старшеклассники из фантастических, воображаемых профессий выбирают наиболее приемлемые и реальные варианты. Дети понимают, что успех и благополучие в жизни, прежде всего, зависит от правильного выбора профессии.

Оценивая свои возможности и способности, престижность профессии, социально-экономическую ситуацию старшеклассники самоопределяются в получении профессионального образования.

Таким образом, для старшеклассников учебно-профессиональное самоопределение выступает как осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Профессиональное самоопределение личности

Профессионально-личностное самоопределение психологи относят к процессу формирования у человека личного отношения к профессиональной трудовой сфере, а также самореализации через согласование социально профессиональных и внутриличностных потребностей.

Рассмотрим профессиональное самоопределение, включая разные стадии становления личности.

Читайте также: Падшая женщина - это... Женщина с низкой социальной ответственностью. Гулящая женщина

В дошкольном детстве малыши в игровой деятельности подражают взрослым и воспроизводят их действия. Широкое распространение в дошкольном возрасте приобретают сюжетно-ролевые игры, часть из которых несут профессионально ориентированный характер. Малыши играя, присваивают себе роли продавцов, врачей, строителей, воспитателей, поваров, водителей транспортных средств.

Большое значение в профессиональном самоопределении представляют первоначальные трудовые действия — выполнение простых действий по уходу за растениями, одеждой, уборке помещений. Эти действия способствуют у малышей развитию интереса к труду взрослых. Профессионально-ролевые игры, выполнение элементарных видов труда, наблюдение за трудом взрослых способствуют самоопределению дошкольников. В младшем школьном возрасте малыши охотно подражают действиям взрослых и, исходя из этого, идет ориентация на профессии родственников, родителей, учителей, близких знакомых. Важной особенностью школьников является мотивация достижений в учебной деятельности. Осознание ребенком своих возможностей, а также способностей на базе имеющегося опыта в игровой, учебной, трудовой деятельности формирует представление о будущей профессии.

Конец младшего школьного возраста отмечается существенным возрастанием индивидуальных различий в развитии способностей между детьми, а это в свою очередь влияет на значительное расширение спектра профессиональных предпочтений. Трудовая и учебная деятельность влияет на развитие воображения детей, как творческого, так и воссоздающего. Благодаря этой способности осуществляется обогащение представлений о различных видах труда, развивается умение видеть себя в определенной профессии. Зачастую у ребенка возникают профессионально окрашенные фантазии, оказывающие в будущем огромное влияние на профессиональное самоопределение.

Подростковый возраст отмечается закладкой основ нравственного отношения к различным видам труда, у подростка формируется система личностных ценностей, определяющих избирательность в отношении профессий. Этот период психологи относят к ответственному за становление личности.

Мальчики-подростки, подражая внешним формам взрослого поведения, ориентируются на романтические профессии, которые обладают выдержкой, сильной волей, смелостью, мужеством, например, космонавт, летчик-испытатель, автогонщик. Девочки отдают предпочтение профессиям «настоящих женщин» — это обаятельные, популярные, привлекательные топ-модели, эстрадные певицы, телеведущие.

На романтические профессии ориентация направляется под воздействием средств массовой информации, которые тиражируют образцы «настоящих взрослых». Такой профессиональной романтической ориентации способствует желание подростков к самоутверждению и самовыражению. Дифференцированное отношение к различным занятиям в кружках, учебным предметам формирует у детей намерения и мечты. Мечты, образцы желаемого будущего являются штрихами самоопределения.

Профессиональное самоопределение личности в ранней юности является важнейшей задачей. Зачастую планы подростка очень аморфны, расплывчаты, представляют характер мечты.

Подросток чаще всего представляет себя в различных эмоционально привлекательных ролях и психологический обоснованный выбор профессии самостоятельно сделать не может. А в начале юношеского возраста данная проблема встает перед юношами и девушками, которые оставляют основную общеобразовательную школу. Они составляют треть старших подростков, которые поступают в учреждения среднего и начального профессионального образования, а другие же вынуждены приступать к трудовой самостоятельной деятельности.

Психологи установили, что зачастую учащиеся получающие образование в профлицеях, профтехучилищах, колледжах и техникумах окончательно не определились и их выбор учебного учреждения был психологически не обоснован.

Подавляющее большинство молодежи в возрасте 16 — 23 лет в учебных заведениях получают образование или проходят профессиональную подготовку в учреждениях или на предприятиях. Зачастую романтические устремления, мечты остались в прошлом, а желаемое будущее стало уже настоящим и многие переживают разочарование и неудовлетворенность от сделанного выбора. Некоторыми предпринимаются попытки по внесению корректив в профессиональный старт, а у большинства юношей и девушек во время обучения укрепляется уверенность в правильности своего выбора.

В возрасте 27-ми лет отмечается социально-профессиональная активность. Уже имеется место работы и определенный опыт. Актуальности приобретает профессиональный рост и достижения. Однако подавляющее большинство начинают испытывать психологический дискомфорт, который обусловлен возвышенными, нереализованными планами, а также трудовым насыщением.

Неопределенность перспектив карьеры, отсутствие достижений актуализируют рефлексию личного бытия, порождая самооценку «Я-концепции» и самоанализ. Для этого периода характерна душевная смута. Ревизия профессиональной жизни толкает к определению новых значимых целей. Некоторые из них включают повышение профессиональной квалификации и совершенствование; смену работы и инициирование повышения в должности; выбор новой профессии или смежной специальности.

Для многих людей к 30-ти годам вновь становится актуальной проблема профессионального самоопределения. Здесь возможны два пути: либо утверждать себя далее в избранной профессии и становиться профессионалом или же менять место работы, а также профессию.

Возрастной период до 60-ти лет считается самым продуктивным. Этот период отмечается реализацией себя как личности, а также характеризуется использованием профессионально-психологического потенциала. Именно в этот период реализуются жизненные планы, оправдывается смысловое существование человека. Профессия дает уникальную возможность, используя свои способности на трудовом посту, реализовать потребность быть личностью, а также выработать индивидуальный стиль деятельности.

После достижения пенсионного возраста люди уходят из профессии, однако к 60-ти годам личность полностью не успевает исчерпать свой потенциал. Этот период отмечается тревожным состоянием, поскольку в одночасье рушатся складывавшиеся десятилетиями стереотипы, а также образ жизни. Умения, знания, важные качества — все становится невостребованным. Такие негативные моменты ускоряют социальное старение. Большинство пенсионеров испытывают психологическую растерянность, переживают свою ненужность и бесполезность. Снова возникает проблема самоопределения, однако, в общественно-полезной, социальной жизни.

Читайте также: Психометрические критерии тестов: валидность и ее типы

Вопросы самоопределения школьников активно обсуждаются в современной педагогике и педагогической психологии. Актуальность этой темы обусловлена многими факторами. Развитие науки, создание новых технологий и наукоемких производств неизбежно повышают требования к общеобразовательному уровню и профессиональной квалификации каждого отдельного выпускника учебного заведения. Постоянно увеличивающийся поток научной информации и изменения в научных представлениях, которые с ним связаны, требуют новых подходов к образовательным программам.

Профессиональное самоопределение – это сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитие и самореализация духовных и физических возможностей, формирование им адекватных профессиональных намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Ученик сейчас должен быть подготовлен в соответствии с запросами современного информационного общества, формирующаяся идеология которого определяет, что трудовая деятельность и связанная с ней профессиональная ориентация теперь не «подгоняют» конкретного индивида под требования профессии, а учитывают, прежде всего, его личностные особенности, склонности и мотивации, предоставляя возможности для наиболее полной его самореализации и удовлетворения от своей деятельности. При этом увеличивается степень его ответственности как будущего работника, активность, гибкость мышления, способность к постоянному обучению и т.д. И это вне зависимости от сферы и направления деятельности.

Более того, в современных условиях возникают профессии, существование которых ранее было невозможно, следовательно, профориентация и образование должны быть направлены не столько на получение конкретной профессии, сколько на вид профессиональной деятельности в целом. При этом личностные усилия ученика выходят на первый план. Именно от его компетентности, квалификации, умения использовать новые знания зависит как его экономическая, так и социальная состоятельность.

Это означает, что профильное обучение должно обеспечивать минимальный (базовый) уровень освоения государственных стандартов общеобразовательной подготовки всеми учащимися, а также широкую возможность выбора учащимся содержания образования и уровня его освоения, предоставляя подросткам возможность спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного ответственного профессионального выбора.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Цель профориентационной работы – активизация процесса самопознания, самоопределения. При этом совершенно необязательно, чтобы юноша или девушка сразу выбрали узкую профессиональную сферу, важно, чтобы они ориентировались в более широких профессиональных направлениях (гуманитарном, техническом, экономическом, естественно-научном и т.д.), чтобы понимали, какая деятельность близка им по интересам, способностям, особенностям характера.

По мнению психолога Пряжникова Н.С. направление профориентации на системную мотивацию является наиболее важным, т.к. стимулирует учащихся к взятию на себя ответственности за свой профессиональный выбор, а также мотивирует на целенаправленную самостоятельную подготовку в выбранной профессиональной сфере.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Профильное обучение предполагает достаточный уровень автономности личности. Автономность определяется умением вычленить себя из мира окружающих людей, умением отделить свои цели от целей родителей и других значимых лиц, пониманием целостности своей личности, стремлением к самореализации, уровнем реализма в принятии карьерных решений. Отбор в профильные классы следует рассматривать как средство формирования реалистичного представления учащихся о себе, как элемент систематической психолого-профориентационной работы в школе.

Важнейшим этапом в организации профильного обучения является момент непосредственного выбора, составления старшеклассником проекта собственного индивидуального плана. Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных обучающимися для освоения из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Федерального базового учебного плана.

Все предметы, изучаемые в профильной школе, делятся на три группы: обязательные дисциплины, предметы по выбору, изучаемые на трёх уровнях: базовом, расширенном и профильном, а также элективные курсы.

Базовые курсы предназначены для завершения базового образования учащихся по непрофилирующим предметам или областям, они могут быть интегрированными. Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в выбранной области образования. Желательно, чтобы выбор профильных предметов соотносился с тем набором экзаменов, который будет сдавать выпускник школы.

Содержательная основа элективных курсов может в значительной степени решить задачи предпрофессиональной специализации учащихся и определяется в соответствии с их направленностью:

• Профессиональные пробы, социальные практики;

• Углубление отдельных тем обязательных предметов федерального компонента;

• Пропедевтика вузовских дисциплин;

• Общеразвивающие тренинги;

• Удовлетворение познавательных интересов;

• Расширение отдельных тем обязательных предметов, имеющих прикладной характер.

Следующим этапом становится согласование и коррекция представленных учащимися проектов индивидуальных учебных планов и разработка сводного учебного плана профильной школы на текущий учебный год, которая начинается с определения границ предложения и спроса. Организация профильного обучения подразумевает: работу школы старшей ступени посредством группово-поточного расписания с сохранением классного коллектива как единицы воспитательной и социальной работы. Состав классного коллектива формируется с учетом психологического комфорта взаимодействия классного руководителя – ученика – родителя.

Составление расписания учебных занятий по индивидуальным учебным планам связано с формированием так называемых учебных комплексов. Составить полный учебный комплекс – это занять на данном уроке теми или иными предметами всех учащихся в параллели, что при организации учебного процесса иногда не представляется возможным, т.к. по некоторым предметам один педагог работает в нескольких учебных группах. Поэтому в расписании у 10-классников неизбежно появляются «окна».

Задача педагогического коллектива в качественном удовлетворении социального заказа – обучении школьника на выбранном им уровне изучения предметов, в не зависимости от текущей успеваемости бывшего 9-классника. Ребёнок имеет право поставить себе завышенные, по мнению педагогов, цели в образовании. Помочь ему в достижении этого уровня, поддержать его первоначальный порыв быть успешнее по окончании школы и реализации им профплана – задача педагогов. Она заключается в индивидуальном подходе к обучающимся не только через реализацию ИУП, но и формирование, и поддержку учебной мотивации, имеющей естественную тенденцию к снижению у 10-классников. Также важно скорректировать круг применяемых педтехнологий, т.к. обучение происходит уже не в профильных классах, которые формируются на основе оценки способностей и склонностей учащихся, а в группах сформированных по выбору учащихся, т.е. группах с разным уровнем подготовки. Этого невозможно достичь без внутренней мотивации педагогического коллектива к деятельности в новых условиях – предпрофильной и профильной подготовки учащихся.

Критериями эффективности результатов психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях профильного обучения являются:

— успешность адаптации учащихся к обучению в профильных классах, что проявляется в снижении уровня тревожности, фрустрированности в ситуации выбора;

— удовлетворенность обучающимися выбором профиля; выявление и корректировка трудностей в обучении, а также эффективность обучения старшеклассников в конкретном профиле; — повышение уровня мотивации и рост качества успеваемости, показателями которых являются: совпадение внутренней и внешней мотивации обучения, развитие устойчивого познавательного интереса;

Читайте также: Как перестать краснеть и выдавать свое смущение в разных ситуациях

— повышение уровня психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, что можно диагностировать через сформированность профессиональных планов обучающихся.

Психология профессионального самоопределения

Отечественная психология процессы профессионального самоопределения связывает с личностным самоопределением и выбором образа жизни. Выбирая ту или иную профессию, человек планирует свой способ существования, при этом соотнося будущий профессиональный личный статус с жизненными ценностями.

Над данной проблемой работали следующие исследователи: М.Р. Гинзбург, К.А. Абульханова-Славская, Н.С. Пряжников, Е.И. Головахи, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов.

Наиболее разносторонне и последовательно вопросы профессионального самоопределения субъекта изучались в работах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера.

Е.А. Климов отнес профессиональное самоопределение к качеству психического проявления развития человека. В течение жизни у индивида формируется определенное отношение к разным областям труда, складывается представление о своих возможностях, профессиях, выделяются предпочтения.

Согласно Е.А. Климову, важнейшей составляющей в самоопределении выступает формирование самосознания.

Структура профессионального самосознания включает:

— осознание личной принадлежности к конкретной профессиональной общности («мы — строители»);

— оценивание своего места и личного соответствия эталонам в профессии (один из лучших специалистов, новичок);

— знание индивида о его признании в социальной группе («меня относят к хорошим специалистам»);

— знание слабых и сильных сторон, индивидуальных, а также успешных способов действия и путей самосовершенствования;

— личное представление о себе, а также работе в будущем.

Е.А. Климов отмечает два уровня в профессиональном самоопределении:

— гностический (перестройка самосознания и сознания);

— практический (изменения в социальном статусе человека).

Э.Ф. Зеер выделяет проблему самоопределения индивида в контексте прикладной психологии, где профессиональное самоопределение отмечается:

— избирательностью в отношении индивида к миру профессий;

— выбором с учетом индивидуальных качеств и особенностей человека, а также социально-экономическими условиями и требованиями в профессии;

— постоянным самоопределением субъекта на протяжении жизни;

— определением внешних событий (изменение места жительства, окончание обучения);

— проявлением социальной зрелости индивида с тесной связью самореализации.

Задачи в самоопределении решаются все по-разному на каждой из стадии профессионального развития. Они определяются межличностными отношениями в коллективе, социально-экономическими условиями, профессиональными и возрастными кризисами, но ведущая роль остается за активностью личности и ее ответственностью за личное становление.

Э.Ф. Зеер считает, что самоопределение выступает важным фактором самореализации индивида в конкретной профессии.

H. С. Пряжников предложил свою модель самоопределения, включающую в себя такие компоненты:

— осознание личностью ценностей общественно полезного труда, а также необходимости профессиональной подготовки;

— ориентирование в социально-экономической ситуации, а также прогнозирование престижности выбираемого труда;

— определение профессиональной цели-мечты;

— выделение профессиональных ближайших целей, как этапов для достижения дальнейших целей;

— поиск информации о специальностях и профессиях, соответствующих учебным заведениям и местам трудоустройства;

— представление о личностных качествах, необходимых для реализации намеченных планов, а также о возможных трудностях в достижении целей;

— наличие резервных вариантов в выборе профессии на случай неудачи при основном варианте самоопределения;

— практическая реализация личной перспективы, корректировка планов.

Профессиональное самоопределение по Н.С. Пряжникову происходит на следующих уровнях:

— самоопределение в трудовой, конкретной функции (работник видит смысл деятельности в качественном выполнении операций или отдельных трудовых функций, при этом свобода выбора действий индивидом ограничена);

— самоопределение на трудовом конкретном посту (трудовой пост отмечается производственной ограниченной средой, которая включает определенные права, средства труда, обязанности), при этом выполнение многообразных функций дает возможность самореализации выполняемой деятельности, а смена трудового поста сказывается негативно на качестве труда, вызывая неудовлетворенность работника;

— самоопределение на уровне определенной специальности предусматривает смену трудовых постов, что позволяет расширить возможности самореализации индивида;

— самоопределение по конкретной профессии;

— жизненное самоопределение связывают с выбором образа жизни, которое включает досуг и самообразование;

— личностное самоопределение определяется нахождением образа Я и его утверждением среди окружающих индивидов (индивид приподнимается над социальными ролями, профессией, становится хозяином личной жизни и окружающие люди причисляют его как к хорошему специалисту, так и уважаемой, уникальной личности);

— самоопределение индивида в культуре отмечается направленностью личности на «продолжение» себя в других людях и характеризуется существенным вкладом в развитие культуры, что дает возможность говорить о социальном бессмертии индивида.

Читайте также: ГЛАВА 4. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

Занятие на тему: «Профессиональное самоопределение и выбор профессии»

Занятие на тему: «Профессиональное самоопределение и выбор профессии»

Цели:

Дидактическая

:
формировать умение сопоставлять свои желания со своими возможностями; выяснить уровень знаний учащихся о профессиях; развивать умение исследовать, анализировать данные мониторинга рынка труда.
Коррекционная: коррекция и развития мыслительной деятельности, установление логических и причинно-следственных связей, планирующей функции мышления.

Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к различным профессиям, в том числе и низкой специализации;

Ход мероприятия:

Социальный педагог:

Актуализация знаний, сообщение темы, целей занятия

Коррекционно-развивающее задание: «Закончи пословицу»:

(педагог говорит часть пословицы о какой-либо профессии, дети продолжают фразу).

Социальный педагог:

Все мы с вами понимаем важность дальнейшего профессионального обучения, но не все выпускники идут учиться дальше.

Как вы думаете, легко ли им будет устроиться на работу? (ответы детей). Почему?

Верно, сначала нужно приобрести профессию. Профессия должна заинтересовать молодого человека, тогда она принесет ему радость.

Так что же такое профессия? (ответы детей) А теперь давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим, что означает слово профессия

:

«Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений».

Социальный педагог:

В вашей жизни наступает момент, когда перед каждым из вас встает извечный вопрос: «Кем быть?» Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого будет зависеть вся его дальнейшая судьба. Выбирая профессию, надо четко представлять, чего ты от нее хочешь: необходимо ответить себе на следующие вопросы: каким должно быть содержание выбранной профессии, чтобы тебе было интересно работать? Какая заработная плата тебя устроит? Позволят ли твои индивидуальные возможности получить выбранную специальность и в дальнейшем работать по ней, какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно осуществлять профессиональный путь. То есть выбор будущей профессии должен быть осознанным и мотивированным.

Вопрос

: Скажите, по каким специальностям и где вы можете получить профессиональное образование? При выборе своей будущей профессии, что для вас будет являться главным мотивом выбора? (ответы детей)

Социальный педагог:

При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами:

Правило первое: Познай самого себя:

  • Здоровье

    . По статистике сегодня трудно найти абсолютно здорового человека, а у каждой специальности свои условия труда и требования к здоровью работника. Скажите, сможет ли человек, страдающий аллергией работать с красками? (ответы детей) Вот поэтому, выбирая будущую профессию важно знать особенности своего здоровья.

  • Интересы и склонности

    . Каждый человек является индивидуальностью, у него свои интересы и склонности. Кто-то из вас любит выращивать и ухаживать за растениями, кто-то шить и вязать, а некоторые ребята с увлечением работают на станках. Свои наклонности очень важно учитывать при выборе своего профессионального пути.

  • Способности, знания и умения

    . Выбираю свою будущую профессию необходимо задуматься, а хватит ли твоего багажа знаний для дальнейшего профессионального обучения по данной специальности. Но даже если ты мечтаешь быть врачом, а твои способности и уровень образования не позволяет выучиться на него, а желание оказывать помощь больным людям остается, можно идти работать в больницу санитаркой, ведь работа любой больницы и поликлиники не мыслима без людей данной специальности.

Правило второе: Узнай все о профессии:

  • Вид деятельности, цель и условия труда

    – каждая специальность подразумевает выполнение определенных действий, которые делаются с определенной целью и в определенных условиях. Это нужно четко знать и сопоставить со своими желаниями (например, дворник, строитель).

  • Пути получения профессии

    – где вы сможете получить профессиональное образование по выбранной специальности.

  • Медицинские противопоказания

    – каждая специальность предъявляет человеку свои медицинские требования, поэтому важно учитывать возможности своего здоровья при выборе профессиональной деятельности.

  • Требования профессии к личным качествам

    — каждая профессияпредъявляет определенные требования к человеку. Одни требуют от него силы и ловкости, другие – ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности, поэтому необходимо четко знать какие требования профессия предъявляет к личностным качествам.

  • Актуальность выбранной профессии на рынке труда

    – если выбранная вами специальность в настоящее время не востребована на рынке труда, то вам будет трудно устроиться на работу и вы можете оказаться безработными.

Правило третье: Соотнеси себя с требованиями выбранной профессии.

Если вы остановите свой выбор на профессии, которая совместима с вашими интересами, возможностями образования, здоровья и особенностями характера, то вы находитесь на пути к профессиональному успеху. Что же нужно учитывать при выборе профессии? (ответы детей). Совершенно верно. Размер заработной платы и престижность профессии должны учитываться только после учета ваших индивидуальных способностей и интересов.

Коррекционно-развивающее задание: «Третий лишний»

Социальный педагог:

На уроках труда каждый из вас приобрел определенные навыки и умения, которые вы с успехом применяете на практике. Давайте вспомним, как много в школе сделано вашими руками, уют, который вы помогаете создавать в школе – плакаты, рисунки, поделки.

Коррекционно-развивающее задание: «Распредели по типам профессии»

Социальный педагог:

Каждая профессия предполагает работу в различных условия: люди работают под водой, под землей, на высоте, в горячих цехах, на открытом воздухе в любое время года и почти в любую погоду. Работают, конечно, и за письменным столом.

По признаку условий труда можно выделить так же четыре группы профессий:

  • Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, психическое развитие людей, за большие материальные ценности, например врач, психолог, бухгалтер.
  • Труд в необычных условиях труда (под землей, под водой, на высоте, в воздухе), например шахтер, водолаз, летчик.
  • Труд в обычных бытовых условиях, (секретарь).
  • Труд с пребыванием на открытом воздухе (строитель)

Коррекционно-развивающее задание: «Распредели профессии по условиям труда»

Социальный педагог:

Анализ современного рынка труда нашего района показывает, что наблюдается большая нехватка рабочей силы без высшего профессионального образования. Не востребованными остаются профессии, не требующие большой специальной подготовки.

Социальный педагог:

Бывают ситуации, что человек, придя на биржу труда, не может найти работу по своей специальности и ему предлагают, как говорится «на ходу перестраиваться» и выбирать работу из предложенных вакансий.

Словарная работа: «Вакансия» —

наличие незанятого рабочего места, должности, на которую может быть принят новый работник.

Коррекционно-развивающее задание:
«Найди работу»
Вопрос

: На что важно обращать внимание при устройстве на работу? (подвести к социальному пакету)

Социальный педагог:

Что такое социальный пакет?
Социальный пакет —
это обеспечение социальных гарантий работнику в соответствии с Трудовым кодексом РФ: оплата больничных листов; своевременные выплаты заработной платы; ежегодный оплачиваемый отпуск; страхования от несчастных случаев на производстве; предоставление выходных дней; нормированный рабочий день и др.

Социальный педагог:

Мы с вами вспомнили, что такое социальный пакет, и на что надо обращать внимание при устройстве на работу. А сейчас давайте попытаемся выяснить, что необходимо иметь человеку при устройстве на работу, чтобы он был конкурентоспособен.

1. Что необходимо иметь при поступлении на работу? (ответы детей, где получают документы, их назначение)

2. Какими качествами должен обладать человек, чтобы работодатель был в нем заинтересован? (ответы детей)

Социальный педагог:

А теперь, я предлагаю вам поиграть в профориентационные игры.

1. Игра «Самая — самая».

Давайте мы с вами сейчас поиграем в такую игру. Игра называется «Самая-самая». Нужно назвать те профессии, которые в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика — самая сладкая профессия. Какие профессии являются самыми — самыми сладкими? (кондитер, кулинар и т.п.).

Характеристики:

— самая зеленая профессия (цветовод, озеленитель, овощевод и др.);

— самая волосатая профессия (парикмахер);

— самая детская профессия (детский врач — педиатр);

— самая смешная профессия (клоун, цирковой артист, актер и др.);

— самая серьезная профессия (программист, военный и др.).

— самая денежная профессия (банкир, кассир, бухгалтер);

— самая общительная профессия (учитель, диктор и др.).

В процессе игры можно использовать мяч.

2. Игра «Предметы для разных профессий».

Педагог упоминает предметы, связанные с разными профессиями (ручка, указка, половник, калькулятор и др.) Называя предмет, ребенок должен угадать, люди какой профессии пользуются этим предметом и для чего существует данный предмет.

3. Игра «Профессия на букву».

Цель упражнения — расширение знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

Сейчас я назову букву. Кто знает, назовите профессию на данную букву? (Можно буквы написать на доске. Букв не должно быть более 5-6, дети могут устать, им будет не интересно. Начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (м, н, о). Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий проситпояснить, о чем идет речь или корректирует сам представления учеников о тех или иных профессиях. Совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно правильных) названий профессий. Учащимся важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность.

Подведение итогов занятия:

Выводы. Рефлексия.