Искусство любить Эриха Фромма – краткое описание теории

Жизнь философа

Эрих Фромм происходил из семьи ортодоксальных иудеев. Родился он во Франкфурте-на-Майне, где первое время учился в школе. Он посещал национальную еврейскую школу, в которой, однако, помимо традиционных религиозных дисциплин преподавались и все предметы стандартной школьной программы. Это позволило ему после окончания школы поступить в Гейдельбергский университет, где он изучал философию, психологию и социологию. В дальнейшем Эрих Фромм учился и в других университетах.

В Берлинском психоаналитическом институте Эрих Фромм, помимо прочего, познакомился и с Карен Хорни – американским психологом, которая помогла ему впоследствии переселиться в США и стать там профессором.

В 1925 году он закончил основное обучение и открыл частную практику как психоаналитик. Этим он занимался более тридцати лет; его частная практика помогла ему собрать большой фактический материал для собственных исследований.

Когда в 1933 году к власти в Германии пришёл Гитлер Эрих Фромм переехал вначале в Швейцарию, а затем в США. Там он преподавал в Колумбийском университете, а также начал писать работы на английском языке.

Читайте также: Я выбираю:: способы виртуального общения с друзьями

Супругу Эрих Фромм нашёл «среди своих»: ею стала Фрида Райхман, сестра жены друга и соплеменника психолога – израильского писателя Шмуля Агнона.

Последние годы

В 1974 году он переехал в Мюральто, Швейцария, где скончался в своем доме в 1980 году, не дожив всего 5 дней до своего восьмидесятилетия. До самого конца своей биографии Эрих Фромм вел активную жизнь. Он имел собственную клиническую практику и издавал книги. Самое популярное произведение Эриха Фромма – «Искусство любить» (1956) – стала международным бестселлером.

Философ Эрих Фромм

Философия психоаналитика

Эрих Фромм считал себя верным последователем идей Зигмунда Фрейда. Однако, по его мнению, классический фрейдизм следовало развивать дальше, поскольку он открыл многие тайны сущности человека и его психики, но не давал ответа на вопросы о том, каким человек должен быть и как ему нужно поступать. С помощью теории Фрейда Эрих Фромм попытался исследовать социальную и политическую жизнь людей.

Учение

Фромм утверждал, что человеческие страхи, влечения, желания являются не продуктами внутреннего развития человека, а следствиями воздействия культуры. По его мнению, человеку изначально не свойственны стремления повелевать и подчиняться, дружелюбие и враждебность, созидательность и разрушительность, гордыня, тяга к развлечениям, любовь к чувственным наслаждениям или страх перед ними и другие проявления психики; всё это, считал Фромм, является реакциями на определённые жизненные условия.

Главной темой исследований Эриха Фромма является, так сказать, проблема отчуждения индивида от общества. Фромм соединил фрейдизм с марксизмом и попытался дать глубинную характеристику и критику человека эпохи капитализма.

Стремление человека к индивидуальности при капитализме приводит к чувству одиночества и беспомощности. В этом кроются многие психологические проблемы людей; в этом, как считал Фромм, состоят даже причины многих неврозов. Их сущностью является борьба внутренней зависимости и стремления к свободе.

Эрих Фромм разделяет две «совести». Одна – внешняя, сформированная навязанными извне установками: воспитанием, государственной пропагандой, религиозным учением и др. Вторая – внутренняя, являющаяся внутренним голосом самого человека независимо от внешних обстоятельств. Задача человека – следовать как раз «внутренней совести», реализовывать свой собственный потенциал, а не подстраиваться под некие внешние стандарты; только тогда человек обретёт подлинную свободу и счастье.

В этом заключается предложенный психологом гуманистический психоанализ. Если большинство бытовавших тогда методов психотерапии основывались на приспособлении пациента к существующей реальности, экономической и социальной системе и господствующей культуре, то гуманистическое направление должно иметь целью раскрытие собственных возможностей личности, реализацию его собственного потенциала. Психотерапевт поэтому должен быть не «наставником по приспособлению», а в буквальном смысле «целителем души».

При этом «исцеление» должно предполагать изменение поведения человека: он должен стремиться не столько обладать чем-то, сколько давать. «Быть» — значит отдавать, созидать, а не брать. Эрих Фромм приводит символический пример: Синий стакан кажется нам синим потому, что он пропускает через себя лучи синего цвета и поглощает все остальные; следовательно мы называем его «синим» не на основании того, что он «забирает», а на основании того, что он отдаёт.

Фромм пересмотрел и идею Фрейда об эдиповом комплексе. Так принято называть неосознанное сексуальное влечение ребёнка к родителю противоположного пола и двойственное чувство к родителю своего пола.

Эрих Фромм считал, что Фрейд неправильно понял смысл античной легенды о царе Эдипе. По его мнению, истинный смысл эдипова комплекса кроется не в сексуальном влечении ребёнка к родителям, а в его реакции на давление родительского авторитета.

Не соглашался Эрих Фромм и с фрейдистским пониманием религии. Фрейд был убеждённым атеистом и трактовал религию как систему иллюзий. Фромм же считает, что в основе религии лежит стремление каждого человека систематизировать весь свой опыт, привести его к определённому порядку и составить из него некий идеалистический конструкт. Видимо, дело обстоит в том, что Фромм изначально рос в ортодоксальной религиозной семье и получил религиозное воспитание.

С другой стороны, Фромм критикует современные традиционные конфессии, поскольку они, по его мнению, способствуют не раскрытию внутреннего потенциала человека, а его ликвидации. Вместо того, чтобы учить верующих, что нужно делать и как это можно сделать лучше всего, современные религии лишь указывают, чего делать нельзя, и устанавливают настолько огромное количество запретов, что попросту лишают человека свободы.

Читайте также: Как привлечь мужчину в свою жизнь? Закон притяжения и как он работает.

Существующие религии Фромм разделяет на авторитарные и гуманистические. В первых человеку навязывается вера, что его жизнью и всем миром вокруг управляют некие «высшие силы», а сам он абсолютно беспомощен перед ними. В таких религиях добродетелью считается послушание, а стремление самостоятельно мыслить и действовать именуется страшным грехом. Чем больше превозносится бог, тем меньше уважения достаётся человеку. Такие религии, помимо всего прочего, приучают верующего к лицемерию, стремлению скрывать свои истинные мысли и чувства и подавлять их в себе.

Напротив, гуманистические религии помогают человеку реализовать свой внутренний потенциал и обрести гармонию с внешним миром. В таких религиях может существовать понятие «бога», однако его смысл совсем не такой, как в авторитарных культах. Примерами гуманистических религий Фромм считает буддизм, учение Сократа, культ Разума в эпоху Просвещения и др.

В свете своего учения рассматривает Эрих Фромм и явление любви. Он говорил, что любовь в современном мире превратилась в вещь, тогда как на самом деле она является процессом, актом, действием. В связи с этим существует истинная любовь – «любовь по принципу бытия» и ненастоящая любовь, то есть «любовь по принципу обладания».

Список работ

  • Фромм Э.
    Иудейский Закон. К социологии диаспорного еврейства = Das jüdische Gesetz. Ein Beitrag zur Soziologie des Diaspora-Judentums. — Диссертация по социологии. — 1922. — 202 с.
  • Фромм Э.
    О методе и задаче аналитической социальной психологии. Заметки о психоанализе и историческом материализме (нем.) = Über Methode und Aufgaben einer analytischen Sozialpsychologie. Bemerkungen über Psychoanalyse und historischen Materialismus // Zeitschrift für Sozialforschung : журнал. — Франкфурт-на-Майне: Institut für Sozialforschung, 1932. — Nr. 1. — S. 28—54.
  • Фромм Э.
    Психоаналитическая характерология и её значение для социальной психологии (нем.) = Die psychoanalytische Charakterologie und ihre Bedeutung für die Sozialpsychologie // Zeitschrift für Sozialforschung : журнал. — Франкфурт-на-Майне: Institut für Sozialforschung, 1932. — Nr. 1. — S. 253—277.
  • Фромм Э.
    Социально-психологическая часть = Sozialpsychologischer Teil // Исследования авторитета и семьи. Отчёт об исследованиях Института Социальных Исследований = Studien über Autorität und Familie. Forschungsberichte aus dem Institut für Sozialforschung / Под ред. М. Хоркхаймера. — Париж, 1936. — С. 77—135.
  • Фромм Э.
    Второй раздел: опрос = Zweite Abteilung: Erhebungen // Исследования авторитета и семьи. Отчёт об исследованиях Института Социальных Исследований = Studien über Autorität und Familie. Forschungsberichte aus dem Institut für Sozialforschung / Под ред. М. Хоркхаймера. — Париж, 1936. — С. 229—469.
  • Фромм Э.
    «Дианетика»: искателям сфабрикованного счастья. Рецензия на книгу «Дианетика» Л. Рона Хаббарда (1950). Пер. с англи. и посл. А. М. Руткевича // Человек : журнал. — 1996. — № 2. — С. 54—59.
  • Фромм Э.
    Бегство от свободы = Die Furcht vor der Freiheit (1941) / Перевод Г. Ф. Швейника. — М.: АСТ, 2011. — 288 с. — (Philosophy). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-065381-2, ISBN 978-5-271-34452-7, ISBN 3-423-35024-5.
  • Фромм Э. Бегство от свободы Пер. с англ. и примечания А. И. Фета. — Philosophical arkiv, Nyköping (Sweden), . — 231 стр. ISBN 978-91-983073-5-1
  • Фромм Э. Революционный характер В книге «Бегство от свободы», стр. 217—231. Перевод с английского А. И. Фета. — Philosophical arkiv, Nyköping (Sweden), . ISBN 978-91-983073-5-1
  • Фромм Э.
    Психоанализ и этика = Psychoanalyse & Ethik (1946) / Составитель С. Я. Левит. — М.: АСТ, 1998. — 568 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-15-000776-5.
  • Фромм Э.
    Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики = Man for Himself: An Inquiry Into the Psychology of Ethics (1947) / Перевод Э. М. Спировой. — М.: АСТ, 2010. — 352 с. — (Психология). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-059152-7, ISBN 978-5-403-02471-6.
  • Фромм Э.
    Психоанализ и религия = Psychoanalyse & Religion (1949) / Пер. А. Дванова. — М.: АСТ, 2010. — 160 с. — (Философия. Психология). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-056717-1, ISBN 978-5-403-03207-0.
  • Фромм Э.
    Мужчина и женщина = Man-Woman (1949) / Сост. С. Я. Левит. — М.: АСТ, 1998. — 512 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-237-00060-6.
  • Фромм Э.
    Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов = The Forgotten Language: An Introduction to the Understanding of Dreams, Fairy Tales, and Myths (1951). — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 320 с. — (Философия). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-067822-8, ISBN 978-5-271-29093-0.
  • Фромм Э.
    Здоровое общество = The Sane Society (1955) / Пер. Т. В. Банкетовой. — М.: АСТ, Хранитель, 2006. — 544 с. — (Философия. Психология). — 5000 экз. — ISBN 5-17-038308-8, ISBN 5-9713-2807-7, ISBN 5-9762-0185-7.
  • Фромм Э.
    Искусство любить. Исследование природы любви = The Art of Loving. An Enquiry into the Nature of Love (1956) / Пер. Л. А. Чернышёвой. — М.: Педагогика, 1990. — 160 с. — (Philosophy). — 50 000 экз. — ISBN 5-7155-0516-X.
  • Фромм Э.
    Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния = Sigmund Freud’s Mission. An Analysis of His Personality and Influence (1959) / Пер. А. М. Руткевича. — М.: Весь мир, 1990. — 144 с. — (Библиотека психоанализа). — 5000 экз. — ISBN 5-7777-0002-0.
  • Фромм Э.
    Дзен-буддизм и психоанализ = Psychoanalysis and Zen Buddhism (1960) // По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Дзен-буддизм и психоанализ. — М.: АСТ, 2010. — С. 215—313. — 320 с. — (Психология). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-062183-5, ISBN 978-5-403-03388-6.
  • Фромм Э.
    Может ли человек преобладать? = May Man Prevail? An Inquiry into the Facts and Fictions of Foreign Policy (1961) // Ради любви к жизни. — М.: АСТ, 2000. — С. 189—399. — 400 с. — (Классики зарубежной психологии). — 5000 экз. — ISBN 5-237-04523-5.
  • Фромм Э.
    Марксова концепция человека = Marx’s Concept of Man (1961) // Душа человека. — М.: Республика, 1992. — С. 375—414. — 430 с. — (Мыслители XX века). — 75 000 экз. — ISBN 5-250-01511-5.
  • Фромм Э.
    По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом = Beyond the Chains of Illusion: My Encounter with Marx and Freud (1962) // По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Дзен-буддизм и психоанализ. — М.: АСТ, 2010. — С. 5—214. — 320 с. — (Психология). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-062183-5, ISBN 978-5-403-03388-6.
  • Фромм Э.
    Догмат о Христе = The Dogma of Christ and Other Essays on Religion, Psychology and Culture (1963). — М.: АСТ, Олимп, 1998. — 416 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-7390-0536-1, ISBN 5-15-000631-9.


Э. Фромм в серии «Мыслители XX века». Титульный лист

  • Фромм Э.
    Душа человека, её способность к добру и злу = The Heart of Man, its genius for good and evil (1964) / Пер. В. А. Закса. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 256 с. — (Philosophy). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-066520-4, ISBN 978-5-271-28389-5.
  • Фромм Э.
    Социалистический гуманизм = Socialist Humanism. — 1965. — 428 с.
  • Фромм Э.
    Вы будете как боги: радикальная интерпретация Ветхого завета и его традиции = You Shall Be as Gods: a radical interpretation of the Old Testament and its tradition. — 1966. — 252 с.
  • Фромм Э.
    Революция надежды. Навстречу гуманизированной технологии = The Revolution of Hope, toward a humanized technology (1968) / Пер. Т. В. Панфиловой. — М.: АСТ, 2006. — 288 с. — (Классическая и современная проза). — 5000 экз. — ISBN 5-17-037372-4, ISBN 5-9713-2297-4.
  • Фромм Э.
    Природа человека = The Nature of Man. — 1968.
  • Фромм Э.
    Кризис психоанализа = The Crisis of Psychoanalysis (1970) / Перевод П. С. Гуревич. — М.: АСТ, Полиграфиздат, 2010. — 256 с. — (Психология). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-060354-1, ISBN 978-5-403-03275-9, ISBN 978-5-421-50498-6.
  • Фромм Э., Маккоби М..
    Социальный характер мексиканской деревни = Social Character in a Mexican Village: A Sociopsychoanalytic Study. — 1970.
  • Фромм Э.
    Анатомия человеческой деструктивности = Anatomie der menschlichen Destruktivität (1973) / Пер. с англ. Э. М. Телятникова; Вступ. ст. П. С. Гуревич. — М.: АСТ, Хранитель, Мидгард, 2007. — 624 с. — (Золотой фонд мировой классики. Философия. Психология. История). — 3000 экз. — ISBN 5-17-039867-0, ISBN 5-9713-3459-X, ISBN 5-9762-1303-0.
  • Фромм Э.
    Иметь или быть = To Have or to Be? (1976) / Пер. Э. М. Телятниковой. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 320 с. — (Philosophy). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-067803-7, ISBN 978-5-271-29293-4.
  • Фромм Э.
    Величие и ограниченность теории Фрейда = Greatness and Limitation of Freud’s Thought (1979). — М.: АСТ, 2000. — 448 с. — (Классики зарубежной психологии). — 5000 экз. — ISBN 5-237-04524-3.
  • Фромм Э.
    О неповиновении и другие эссе = On Disobedience and other essays. — 1981.
  • Фромм Э.
    Ради любви к жизни = For the Love of Life. — 1986. — ISBN 5-237-04523-5.
  • Фромм Э.
    Искусство быть = The Art of Being. — 1993.
  • Фромм Э.
    Искусство слушать = The Art of Listening. — 1994.
  • Фромм Э.
    О Бытии человека = On Being Human. — 1997.

Качества, помогающие любить

Одной теории, соблюдения правил из предыдущего пункта недостаточно. Научиться искусству любви на практике помогут следующие качества:

  • дисциплина (обучение любви не зависит от настроения человека);
  • самоконтроль;
  • терпение (быстрых результатов не будет);
  • заинтересованность (она же мотивация);
  • сосредоточенность (умение выполнять одно дело за раз, жить по принципу «здесь и сейчас»);
  • смирение (сохранять объективность, уметь признавать ошибки, контролировать эмоции).

Для успешного усвоения искусства любви важна и вера – определенность и стойкость в убеждениях. Но она бывает рациональной и иррациональной. Рациональная вера – это личный опыт, мысли, чувства человека, то есть вера в себя. В теории Фромма вера воспринимается как качество личности, а не как вера во что-то. Веру во что-то (идею, авторитет) Фромм назвал иррациональной верой.

Вера в себя – основа самоценности личности. Если нет веры в себя, то человек становится уязвимым к внешнему воздействию, манипуляциям. Он зависит от чужого мнения и одобрения. Нередко такие люди оказываются в невротических, зависимых отношениях. А когда человек верит в себя, то он точно не станет жертвой мошенника. Более того, человек, который верит в себя, верит и в других людей, их потенциал. А это неотъемлемый элемент способности любить.

Что же такое любовь?

В заключение хочу дополнить определение Фромма и сказать, что любовь – это не только заинтересованность в жизни и развитии объекта любви, но и заинтересованность в собственном развитии, бесконечное познание себя и объекта любви.

Согласно Фромму, любовь – это не сентиментальное чувство, доступное каждому. Любовь – это результат сознательной работы над собой, показатель личностной зрелости. Человек, который умеет любить, может сойтись с любым человеком. Ведь он постоянно познает себя и других, умеет преодолевать внутренние барьеры. Желание и способность любить важнее и сильнее, чем наличие объекта любви.

Способность любить – черта зрелых и взрослых личностей. Речь идет о способности брать на себя ответственность, делать сознательный выбор и отвечать за его последствия, быть открытым новому, учиться, менять свою жизнь и меняться самому ради реализации личных способностей и возможностей.

А теперь вспомните, что обычно люди называют любовью, как ведут себя, как признаются в любви. Для яркости примера вспомните подростковую любовь или инфантильные пары, в которых преобладает ревность, тотальный контроль и подавление. Так любовь ли это?

II. Гуманистическая этика: прикладная наука искусства жить

«Господи, я так люблю Тебя, но я недостаточно трепещу перед Тобой. Господи, я так люблю Тебя, но я недостаточно трепещу перед Тобой. Позволь мне благоговейно предстать пред Тобой как один из Твоих ангелов, благоговейно трепещущий при имени Твоем».

И Бог услышал молящегося, и имя Его проникло в глубину сердца Сузии, как бывает у ангелов. Затрепетал тогда Сузия и пополз под кровать, словно жалкая собачонка. Дрожа от страха, возопил он: «Господи! Позволь мне вновь любить Тебя, как прежде».

И Бог вновь услышал его[4].

Примечания

  1. «Более тридцати пяти лет я был практикующим психоаналитиком.» Эрих Фромм
    . Революция надежды. Избавление от иллюзий
  2. Бегство от свободы. Пер. с англ. А. Лактионова. — М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. — С. 17.
  3. Бегство от свободы. Пер. с англ. А. Лактионова. — М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. — С. 20—22.
  4. Человек для самого себя. Пер. с англ. Э. Спировой. — М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. — С. 10.
  5. Человек для самого себя. Пер. с англ. Э. Спировой.— М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. — С. 225.
  6. Иметь или быть. Пер. с англ. Э. Телятниковой. — М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. — С. 138—139.
  7. Человек для самого себя. Пер. с англ. Э. Спировой. —. М.: АСТ; АСТ Москва, 2008. — 352 с. — С. 178.
  8. Эрих Фромм.
    Психоанализ и религия. — Сумерки богов. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. — Москва: Политиздат, 1990.
  9. Зоя Копельман «История создания романа „Путник, зашедший переночевать“»