Что такое психологические синдромы? Описание некоторых разновидностей


Некоторые из основных психологических синдромов

Один из наиболее распространенных – синдром психологического (эмоционального) выгорания – относительно новое для современной психологии явление, которое было впервые использовано Гербертом Фрейденбергером в 1974 году. Синдром характеризуется постепенно набирающим силы, эмоциональным истощением, вследствие профессиональной деятельности, что может значительно изменить психологический облик человека в окружающем социуме, вплоть до серьезных когнитивных искажений.

Когнитивное искажение – психологический термин, означающий систематические нарушения мышления человека в рамках созданной им самим субъективной реальности, что кардинальным образом определяет его социальное поведение.

Человек создает свое индивидуальное понятие окружающего мира, по законам которого живет, что приводит к ошибкам в выводах и суждениях, нелогичности и иррациональности поведения.

Прежде всего, синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – реакция организма на длительное воздействие стрессов, возникающих в рамках трудовой деятельности человека. Это – затяжной процесс потери эмоциональной и физической удовлетворенности сотрудника к исполнению своих трудовых задач, выражающееся в умственном истощении, потере инициативности и личной отстраненности от работы и коллектива.

В патогенезе СЭВ скрыта защитная составляющая реакции организма на постоянные психологические микротравмы – стрессы, возникающие в течение трудового дня. При регулярном повторении стрессовых ситуаций, психика адаптируется к ним, путем снижения уровня ответной реакции, снижая и дозируя расходы эмоциональной энергии.

Читайте также: Чем нас лечат: Афобазол. Спокойствие или не только спокойствие?

Психологические синдромы, связанные с тревожностью и депрессивными тенденциями

Хроническая неуспешность и тотальный регресс

Психологический синдром хронической неуспешности складывается в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте. Межличностная ситуация развития при этом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Основная особенность психологического профиля — резко повышенная тревожность, приводящая к дезорганизации действий и низкой результативности как основным особенностям деятельности ребенка. Реакция социального окружения — постоянная негативная оценка, поддерживающая высокую тревогу. Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью — это представление о себе как о безнадежно плохом ученике.

Так складывается порочный круг: тревожность, нарушая деятельность ребенка, ведет к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех порождает тревогу, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспешность и становится «хронической». Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем больше он волнуется. Если уровень тревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) еще больше понижает результаты работы. Из-за этого ответственные контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий. Возникает зависимость, удивляющая многих родителей и педагогов: при повышении мотивации снижаются достижения.

Итак, основой для вывода о том, что у ребенка имеется хроническая неуспешность, служит сочетание следующих данных: — Жалобы на низкие достижения ребенка. — Высокий уровень тревоги. Это центральное собственно психологическое звено хронической неуспешности. — Нормальная социализированность, высокая конформность. При их отсутствии негативная оценка окружающих не ведет к заметному повышению тревоги.

Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния. Как правило, признаки депрессии появляются к концу начальной школы. В подростковом возрасте у детей с хронической неуспешностью нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности. Этим знаменуется формирование нового психологического синдрома — тотального регресса. Среди особенностей психологического профиля центральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения как с взрослыми, так и со сверстниками. В ответ и социальное окружение «отворачивается» от подростка, что углубляет депрессию и усиливает представление о своей никчемности.

Тотальный регресс — один из наиболее тяжелых психологических синдромов подросткового и юношеского возраста. Для него типична не только остановка в развитии, но и утрата прежних достижений (чем и объясняется его название).

Вывод о том, что у подростка имеется тотальный регресс, может быть сделан при сочетании следующих показателей: — Жалобы на пассивность подростка, утрату прежних увлечений и интересов, отсутствие контактов с взрослыми и сверстниками. — Депрессивный фон настроения, сниженная самооценка, пессимистические представления о своем будущем. — Склонность окружающих оценивать состояние подростка как данность, не поддающуюся изменению, т.е. принятие ими его собственной оценки.

Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция

Развитие по типу ухода от деятельности происходит у детей, которые не получают достаточного внимания со стороны взрослых. Такой ребенок как бы «отсутствует» на уроке, не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя. И дело не в его повышенной отвлекаемости. Он не сосредоточен на чем-то постороннем, а погружен в свой внутренний мир, в фантазии и мечты. Фантазирование позволяет восполнить недостаток внимания («Я — знаменитый охотник, путешественник, кинозвезда»).

Гипертрофированное развитие защитного фантазирования составляет основную особенность психологического профиля при этом синдроме. Погружаясь в мир своих защитных фантазий, ребенок «отключается» от внешней активности, что является основной характеристикой его деятельности и обусловливает название синдрома. Позиция ребенка с уходом от деятельности является дошкольной, игровой, только игра совершается не во внешнем, а во внутреннем плане. Реакция социального окружения, пытающегося «вернуть» ребенка к скучной и неинтересной для него деятельности, дополнительно стимулирует его уход в замещающее фантазирование.

Повышенный уровень тревожности поддерживается конфликтом между стремлением получать реальное (а не только воображаемое) внимание и его отсутствием. Так порождается замкнутый круг причин и следствий: фрустрация потребности во внимании порождает тревогу, блокирующую те формы поведения, с помощью которых ребенок мог бы привлечь к себе внимание, Это, в свою очередь, поддерживает фрустрацию и т.д.

Уход от деятельности проявляется в сочетании следующих показателей: — Жалобы на пассивность ребенка. Они могут выступать в разных формах («отсутствует на уроке», «витает в облаках», «ленится»). — Проявления демонстративности в мягких, социально приемлемых формах. — Склонность к фантазированию. — Некоторое повышение общего уровня тревожности, не приводящее, однако, к существенным нарушениям деятельности.

В подростковом возрасте тенденция к уходу от деятельности порождает самосознание одиночки, непонятого окружающими и далекого от их интересов и устремлений. Оно и составляет сущность психологического профиля при складывающемся синдроме психологической инкапсуляции. Основной особенностью деятельности подростка становится отсутствие содержательного общения со сверстниками. Социальное окружение воспринимает подростка как «странного», поддерживая тем самым его специфическое самосознание.

У подростка с психологической инкапсуляцией потребность в общении со сверстниками столь же высока, что и у любого другого подростка. Ее неудовлетворенность приводит к развитию депрессивных тенденций, хотя далеко не столь выраженных, как при тотальном регрессе. Защитную роль продолжает играть компенсаторное фантазирование, которое, разумеется, не может заменить собой реального удовлетворения потребности, но все же снижает психотравмирующий эффект фрустрации.

Критерием для определения психологической инкапсуляции служит сочетание приблизительно тех же признаков, что и при уходе от деятельности: — Жалобы на пассивность подростка. Как правило, подчеркивается, прежде всего, пассивность в общении, отсутствие друзей и подруг. — Проявления демонстративности. При психологической инкапсуляции, как и при уходе от деятельности, она проявляется в мягких, социально приемлемых формах. — Склонность к фантазированию. При психологической инкапсуляции фантазирование часто принимает формы мечты. — Тревожность, не приводящая, однако, к существенным нарушениям деятельности.

Распространение синдрома психического выгорания

От 30% до 90% трудоспособного населения всех профессий подвержены появлению признаков синдрома. Особенно часто страдают врачи, педагоги, психологи, психиатры, спасатели, работники правоохранительных органов. Около 80% среди общего количества врачей психиатров и наркологов имеют все симптомы СЭВ, выраженные в той или иной степени. Из этого количества, около 8% – резко выраженные признаки, часто переходящие в различные расстройства психопатологической или психовегетативной симптоматики.

Более трети сотрудников уголовно-исполнительной системы подвержены профессиональному выгоранию, особенно те, кто имеют непосредственный контакт с осужденными.

Таким образом, наблюдается прямая зависимость между эмоциональной тяжестью трудового процесса и количеством случаев проявления СЭВ.

Причины

Прямой причины нарушения поведения нет, но исследователи считают, что на него влияют как генетика, так и факторы окружающей среды.

Читайте также: Помогли ли вам антидепрессанты при психических расстройствах?

У детей повышается риск развития расстройств поведения, если они есть у одного из родителей или брата или сестры. Исследования также показывают, что может существовать генетическая связь между повышенным риском возникновения поведенческих расстройств и СДВГ.

Ребенок также может иметь повышенный риск нарушения поведения, если один или несколько родителей или опекунов страдают депрессией, шизофренией, расстройством личности или алкогольной зависимостью.

У детей, которые пострадали от жестокого обращения, отторжения родителей или отсутствия заботы, также может быть больше шансов развиться поведенческое расстройство.

Жизнь в районах с низким уровнем дохода или находящихся в неблагоприятном положении, также может повысить риск развития у ребенка поведенческих расстройств. Некоторые исследователи полагают, что это связано с последствиями экономической, социальной и эмоциональной нестабильности.

Исследователи утверждают, что обездоленные родители или опекуны могут не обладать навыками, необходимыми для вмешательства в проблемное поведение или ранние признаки расстройства поведения. В качестве профилактической меры они рекомендуют создание программ обучения родителей.

Исследования показывают, что у детей или подростков, страдающих СДВГ, а также расстройствами поведения, могут быть неврологические состояния, затрудняющие их способность выражать свои мысли или осуществлять самоконтроль.

Этиологические факторы синдрома психологического выгорания

Роль основной причины синдрома играет душевное переутомление сотрудника в результате регулярного исполнения рутинных трудовых обязанностей, связанных с негативными эмоциями, получаемыми в процессе.

Определена четкая взаимосвязь между проявлением СЭВ-симптоматики и характером профессиональной деятельности – чем сильнее работа сопряжена с ответственностью за жизнь и здоровье, тем больше вероятность отклонения.

Еще одним располагающим фактором являются: строгий режим работы и частые, насыщенные эмоциями контакты с окружающими. Подобная стрессогенность характерна для психиатров и психотерапевтов – общение с пациентами длится многие часы и повторяется много лет к ряду, причем пациенты, как правило, люди с тяжелой судьбой, проблемные дети, жертвы катастроф, преступники, рассказывающие о своих самых скрытых мыслях и тайных желаниях. Ситуация осложняется в случае слишком честного, деликатного и скрупулезного отношения к своей работе. Специалисты, относящиеся к проблемам пациентов весьма посредственно, могут трудиться десятилетиями, безо всяких психологических отклонений.

Ключевая особенность СЭВ – несоответствие между желаниями сотрудника и обязательными требованиями рабочего процесса: серьезная нагрузка, недостаток понимания со стороны коллег, ханжеское отношение руководства, маленькая заработная плата, отсутствие оценки выполненной работы, невозможность поступить по-своему, боязнь получения штрафных санкций, отсутствие семейного благополучия.

Психологические синдромы, связанные с трудностями социализации

Социальная дезориентация и отверженность

Психологический синдром социальной дезориентации возникает в результате резкого изменения условий жизни ребенка. Наиболее частая причина такого изменения — поступление в школу. Иногда этот синдром складывается еще в дошкольном возрасте, в связи с поступлением ребенка в детский сад. Нередко его возникновение бывает вызвано переездом в другой город или другую страну. Чем сильнее изменение условий жизни, тем вероятнее возникновение этого психологического синдрома.

Социальная дезориентация возникает отнюдь не у всех детей, чьи условия жизни резко изменились. Она появляется в тех случаях, когда понижена чувствительность ребенка к социальным нормам. В отличие от этого, есть дети с высоким общим уровнем социализированности. Они достаточно легко встраиваются в новую жизнь, быстро начинают чувствовать новые требования, предъявляемые к ним, и новые ожидания окружающих.

Основной особенностью психологического профиля детей с социальной дезориентацией является недостаточная иерархизация социальных норм. Из-за этого относительно часты нарушения весьма значимых норм (агрессивные проявления, мелкое воровство, вандализм и т.п.), что составляет основную особенность деятельности этих детей. Реакция окружающих исходит из их представления о сознательном нарушении норм. Это делает ее неадекватной реальности, что еще больше «запутывает» ребенка, усиливая его дезориентированность.

Читайте также: Пять способов справиться со своей злостью и не убить всех вокруг

При социальной дезориентации детей обычно приводят к психологу с поведенческими жалобами. При обследовании часто бросается в глаза несоблюдение дистанции, обычной для общения ребенка с посторонним взрослым. В отличие от детей с уже сформировавшейся антисоциальной установкой, при социальной дезориентации почти никогда не встречается негативистическая позиция, враждебность к проверяющему.

При диагностике социальной дезориентации психолог опирается на сочетание следующих показателей: — Жалобы на нарушение ребенком социальных норм. — Низкий уровень социализированности. — Отсутствие антисоциальных установок. Этот признак отличает социальную дезориентацию от антисоциальной психопатии, представляющей собой значительно более серьезное отклонение в развитии.

К подростковому возрасту у ребенка с социальной дезориентацией часто складывается представление о враждебности и несправедливости окружающего мира. Ребенок видит, что нарушения, совершаемые другими детьми, часто оставляются без наказания. При этом он не понимает, что они гораздо более безобидны, чем его собственные, регулярно наказываемые. Из-за этого он проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны взрослых. Такое убеждение ведет к представлению о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общества неправильны, — то есть к сознательной асоциальной или даже антисоциальной установке.

Описанное отношение к миру приводит к тому, что важнейшей особенностью психологического профиля подростка становится самосознание изгоя, отвергаемого обществом. Это дало нам основания назвать складывающийся синдром отверженностью. На враждебность окружающего мира подросток реагирует агрессией и антисоциальными проявлениями, составляющими характерную особенность его деятельности. Ответная враждебная реакция социального окружения подтверждает и поддерживает представления подростка о мире и о себе.

Для отверженности характерно следующее сочетание показателей: — Жалобы на поведенческие нарушения, негативизм. — Ярко выраженная фрустрированная потребность в общении. — Негативная установка по отношению к окружающей социальной действительности, восприятие ее как враждебной и несправедливой. — Низкая чувствительность к социальным нормам.

Семейная и групповая изоляция

Психологический синдром семейной изоляции — это, по сути, «застревание» школьника в системе отношений, характерной для дошкольного возраста, когда основной сферой общения ребенка является его семья. Наиболее выраженные формы семейной изоляции наблюдаются в тех случаях, когда сама семья в целом представляет собой замкнутую единицу, изолированную от окружающего общества (в противном случае сосредоточенность ребенка на семейных отношениях не особенно препятствует его вхождению в общество).

Частой основой этого становится принадлежность семьи к какому-либо меньшинству: религиозной секте, этническому или национальному меньшинству, специфическому идеологическому, культурному или политическому движению (например, пацифизм или антропософия). Таким образом, специфика межличностной ситуации развития при семейной изоляции состоит в том, что социокультурные ориентации семьи, в которой воспитывается ребенок, существенно отличаются от ориентаций окружающих.

Психологические особенности, характерные для ребенка с этим синдромом, — это его повышенная зависимость, низкий уровень самостоятельности, инфантильность. Позиция школьника формируется замедленно. Часта боязнь окружающего мира, приводящая к избеганию контактов со сверстниками. В результате у ребенка не формируются навыки общения и еще более углубляется его замкнутость в сфере семейных отношений, что и составляет главную особенность его деятельности. Реакция социального окружения на инфантильность и несамостоятельность ребенка представлена, в первую очередь, гиперопекой со стороны родителей, которая поддерживает и закрепляет его психологические особенности.

Таким образом, основой для постановки этого «диагноза» служит сочетание следующих показателей: — Жалобы на трудности в общении со сверстниками. — Недостаточная самостоятельность ребенка, его повышенная зависимость от родителей. — Замкнутость ребенка в семье (а нередко также замкнутый образ жизни семьи в целом).

В подростковом возрасте, который при семейной изоляции обычно начинается с запозданием, ребенку нередко удается найти группу сверстников со сходными социокультурными ориентациями. В такой группе он может успешно адаптироваться, сохраняя при этом установки, существенно отличающие его от остальных сверстников, не входящих в эту группу. В этом случае складывается психологический синдром групповой изоляции. По внешним проявлениям он очень далек от семейной изоляции (в чем-то почти противоположен ей), однако в действительности между этими синдромами есть прямая связь.

Самосознание подростков с групповой изоляцией характеризуется особо высокой идентификацией со своей группой и более или менее выраженным противопоставлением себя и группы остальному обществу. Это — важнейшая характеристика психологического профиля при данном синдроме. Высока зависимость подростка от мнения группы, подчиняемость. Основная особенность деятельности состоит в том, что самостоятельность подростка в действиях и в принятии решений снижена. Жалобы родителей часто звучат противоположным образом: они порой жалуются на чрезмерную независимость ребенка. Однако в действительности речь идет лишь о том, что его поведение зависит не от них, а от группы сверстников. Такие дети являются не лидерами подростковых групп, а представителями массы, следующей за лидером.

Вывод о том, что у подростка имеется групповая изоляция, делается при сочетании следующих признаков: — Жалобы на то, что ребенок не признает авторитет родителей и школы, проводит очень много времени в компании сверстников. — Высокая степень идентификации подростка с группой, к которой он принадлежит, принятие ее целей и норм. — Низкая степень критичности и самостоятельности в принятии решений, высокая подчиняемость.

Диагностика синдрома психологического выгорания

Современная психология выделяет приблизительно сотню клинических признаков, связанных с СЭВ, причем, проявляемых на фоне других сходных отклонений: синдрома длительных психологических нагрузок, синдрома хронической усталости, которые очень часто сопряжены синдромом выгорания.

СЭВ характеризуется тремя основными этапами поведения человека на рабочем месте:

  • I этап. Период повышенного внимания к своей работе. Человек поглощен своей работой, старается систематизировать повторяющиеся алгоритмы профессиональной деятельности, не думает о собственных потребностях, часто о них забывая. Такое отношение к своим профессиональным обязанностям, как правило, длится первые несколько месяцев после трудоустройства. Далее наступает физическое и эмоциональное истощение, определяемое как перенапряжение, физическая усталость, которая не проходит даже на утро,
  • II этап. Личностная отстраненность. Ни положительные, ни отрицательные явления не вызывают эмоциональной реакции, профессиональная деятельность становится рутиной и выполняется автоматически. Пропадает интерес к проблемам клиента и само его присутствие вызывает раздражение,
  • III этап. Комплекс потери собственной эффективности, снижение профессиональной самооценки. Рабочий день начинает тянуться невыносимо долго, не принося никакого удовлетворения от проделанной работы. На третьем этапе сильно страдают профессиональные навыки и опыт.

За третьим этапом следует, как правило, увольнение. Если по каким-то причинам это невозможно, и человеку приходится продолжать ненавистную трудовую деятельность – велика вероятность психопатологических расстройств и социальных проблем.

Современная наука выделяет 5 основных групп симптоматики синдрома психического выгорания, отражающихся во всех областях деятельности человека:

  • Физические симптомы. Усталость, быстрая утомляемость, физическое истощение, бессонница, одышка, тошнота, головокружение, гипертония, дерматиты, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы.
  • Эмоциональные симптомы. Снижение или полное отсутствие эмоциональных реакций, пессимизм, черствость, ощущение безысходности, безнадежности, агрессивность, тревожное беспокойство, невозможность сосредоточиться, чувство вины, истерии, безликость.
  • Поведенческие симптомы. Усталость на рабочем месте, потеря аппетита, стремление меньше двигаться, оправдание табакокурения, алкоголизм, применение лекарств, раздраженность.
  • Интеллектуальное состояние. Потеря интереса к инновациям в профессиональной деятельности, скука, тоска на рабочем месте, пропадание интереса к жизни, формальное выполнение рабочих процессов.
  • Социальные симптомы. Отсутствие социальной активности, нежелание скрасить свой досуг, отказ от увлечений, хобби, скупые отношения в семейном кругу, жалобы на непонимание со стороны окружающих и недостаток поддержки.

Психологические синдромы, связанные с высоким уровнем демонстративности

Негативное самопредъявление и демонстративный нигилизм

В дошкольном или младшем школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе (т.е. с ярко выраженной демонстративностью) часто складывается психологический синдром негативного самопредъявления. Его главное проявление состоит в том, что ребенок привлекает к себе внимание окружающих с помощью нарушения социальных норм. В этом и состоит основная особенность его деятельности. Негативное самопредъявление складывается вследствие невозможности найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности во внимании к себе.

Позиция младшего школьника с негативным самопредъявлением — это позиция «ужасного ребенка», которого окружающие замечают только постольку, поскольку он их раздражает и возмущает. Эта позиция и становится центральной чертой психологического профиля ребенка с негативным самопредъявлением. Взрослые своим поведением поддерживают это представление, чем и обеспечивается реакция социального окружения, замыкающая положительную обратную связь.

Итак, вывод о том, что у ребенка сложился синдром негативного самопредъявления, может быть сделан при сочетании следующих данных: — Жалобы на нарушение ребенком правил поведения. — Яркая демонстративность. — Отсутствие очевидных причин нарушения правил, таких как высокая импульсивность, низкий уровень самоконтроля, эксплозивность.

В подростковом возрасте у ребенка с негативным самопредъявлением, как правило, складывается самосознание «нигилиста», чья заметность в обществе достигается экстравагантностью и демонстративным противопоставлением себя окружающим. Отсюда и происходит название этого синдрома в его подростковом варианте — демонстративный нигилизм. Оно отражает как психологический облик, так и особенности деятельности подростка. Реакция социального окружения, не замечающего ничего, кроме эпатажных проявлений «нигилиста», способствует фиксации специфических особенностей его самосознания.

Для подростков с демонстративным нигилизмом типичны проблемы установления устойчивых взаимоотношений со сверстниками. Обычно для них самих эти проблемы гораздо более значимы, чем сложности во взаимоотношениях с взрослыми. Взрослых же (родителей, учителей), как правило, намного больше беспокоят внешние нигилистические проявления: курение, неуважительное отношение к старшим, вызывающий внешний вид подростка. О его переживаниях взрослые часто даже не догадываются, хотя беспокоящие их внешние проявления — это и есть выбранный ребенком способ решить свои внутренние проблемы (почти всегда неудачный).

Диагностика демонстративного нигилизма основана примерно на том же сочетании признаков, что и диагностика негативного самопредъявления. Отличия, в основном, определяются наличием специфически подростковых проявлений. В качестве основных признаков можно назвать следующие: — Жалобы на вызывающее, экстравагантное поведение. — Яркая демонстративность. — Отсутствие подлинных антисоциальных или асоциальных установок.

Позитивное самопредъявление и гиперсоциальность

Синдром позитивного самопредъявления близок к синдрому негативного самопредъявления с тем отличием, что в этом случае внимание привлекается не посредством нарушения правил, а, напротив, посредством их подчеркнутого соблюдения. Для младшего школьника с позитивным самопредъявлением характерна позиция «образцового ученика». Такой ребенок не забывает говорить «спасибо» и «пожалуйста», вежливо здороваться и прощаться. Разумеется, формы внимания, получаемого при позитивном самопредъявлении, более привлекательны, чем при негативном, так как оно при этом проявляется в похвалах, восхищении и умилении взрослых.

Вполне возможно (и даже довольно распространено) парадоксальное сочетание у одного и того же ребенка элементов как негативного, так и позитивного самопредъявления. Эти психологические синдромы, несмотря на их внешнюю противоположность, очень близки между собой. Оба они характерны для детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе со стороны окружающих. Они полярно различаются по внешним формам поведения, но в их основе лежит один и тот же общий психологический склад. Центральным моментом в обоих этих синдромах является именно самопредъявление, то есть постоянное исполнение какой-либо роли, характерное для демонстративной личности.

Во многих случаях позиция «идеального ребенка» удерживается только в социальных ситуациях, тогда как в домашней жизни ребенок может быть совершенно невыносим. Причина того, что в домашней жизни ребенок перестает играть роль «образцового мальчика» или «образцовой девочки» состоит в том, что родители, привыкнув к хорошему поведению, начинают считать его нормой и перестают обращать на него внимание.

Читайте также: Групповая психотерапия: описание направления и методы проведения

Основой для вывода о наличии синдрома позитивного самопредъявления (в сочетании с элементами негативного) служит сочетание следующих показателей: — Жалобы на то, что поведение ребенка очень различно в разных ситуациях. — Демонстративность, проявляющаяся в материалах обследования (не обязательно столь яркая, как при негативном самопредъявлении). — Подчеркнуто «благовоспитанное» поведение во время обследования.

В подростковом возрасте психологический синдром позитивного самопредъявления имеет тенденцию сменяться гиперсоциальностью. Она характеризуется самосознанием «образцового члена общества» (основная особенность психологического профиля) и внешне высоко конформным поведением (основная особенность деятельности). Вместе с тем, часто наблюдается парадоксальное вкрапление в этот образ элементов демонстративного нигилизма.

Вывод о том, что у подростка имеется психологический синдром гиперсоциальности, делается при сочетании следующих показателей: — Подчеркнутое следование общепринятым стандартам в одежде, поведении, образе жизни. — Принятие установок и ценностей общества (конформность). — Повышенный уровень демонстративности (повышение может быть не особенно сильным).

Лечение и профилактика синдрома психологического выгорания

Профилактические и реабилитационные действия при СЭВ идентичны, они должны быть направлены на снятие напряжения, повышение мотивации к труду, чаши весов затраченного труда и вознаграждения за него должны быть выравнены.

При появлении первых признаков синдрома, обязательно должен быть повышен организационный уровень труда, улучшен характер взаимоотношений с коллегами (межличностный уровень) и изучены индивидуальные особенности сотрудника.

Психология дает четкие рекомендации избавления от синдрома психологического выгорания:

  • краткосрочное и долгосрочное планирование предстоящей работы,
  • использование обязательных перерывов в работе,
  • овладение навыками саморегуляции (релаксация на фоне положительной внутренней речи),
  • стремление к профессиональному развитию,
  • широкий контакт с представителями смежных служб, что дает эффект востребованности и препятствует замыканию в себе,
  • избегание лишней конкуренции,
  • эмоциональное общение с коллегами,
  • поддержка физической формы, закаливание здоровья,
  • обучение объективному расчету своих нагрузок,
  • регулярное переключение с одного вида деятельности на другой,
  • максимальное игнорирование конфликтов на рабочем месте,
  • не стремиться выделяться и быть лучше других в любых ситуациях.

Лечение

Молодой человек с расстройством поведения может восприниматься как несовершеннолетний правонарушитель, а не как лицо с психическим заболеванием. Рассмотрение расстройств поведения исключительно как дисциплинарной проблемы редко бывает эффективным.

Ключом к эффективному лечению расстройств поведения является раннее вмешательство. Врачи и лица, осуществляющие уход, также должны учитывать все аспекты жизни человека, которые затрагиваются проблематичным поведением, включая дом, школу, социальные ситуации и общество в целом.

Семейная терапия, многосистемная терапия и когнитивно-поведенческая терапия (КТП) оказались эффективными методами лечения расстройств поведения.

Многосистемная терапия представляет собой комплексный подход, означающий, что ребенок или подросток получает лечение в различных ситуациях, в том числе дома и в школе.

Обучение родителей может помочь членам семьи разработать эффективные инструменты борьбы с поведенческими расстройствами, показывая им, как установить четкие границы, поощрять позитивные действия и препятствовать деструктивному поведению.

Исследования документально подтвердили долгосрочную эффективность методов обучения родителей.

Поскольку расстройство поведения часто развивается одновременно с другими заболеваниями, такими как СДВГ, лечение будет более эффективным, если оно будет направлено на решение всех проблем со здоровьем, с которыми сталкивается человек.

Синдром Дауна

Синдром Дауна (не совсем корректно использовать термин «Болезнь Дауна») – генетическое отклонение, характеризующееся повышенным количеством хромосомного набора у человека – 47, вместо 46. Лишняя хромосома хранится среди 21-ой пары, что дало синдрому еще одно название – трисомия.

Благодаря английскому врачу Джону Дауну, который в 1866 году систематизировал связь между лишней хромосомой и специфической симптоматикой проявления патологии, синдром получил свое название.

Синдром Дауна достаточно нередкое отклонение – один случай приходится примерно на 700 родов. Точная диагностика синдрома Дауна возможна лишь при генетическом анализе на обнаружение 47-ой хромосомы, предварительно диагноз ставится на основании специфических симптомов, характерных для синдрома. Основные из них:

  • плоские лицо, затылок и шея,
  • укороченный череп,
  • кожная складка на шее,
  • повышенная подвижность суставов,
  • снижения тонуса скелетной мускулатуры,
  • короткие руки, ноги и пальцы на них,
  • катаракта,
  • открытый рот,
  • короткие нос и шея,
  • раскосость глаз,
  • врожденные порок сердца.

диагностирование

Диагноз расстройства поведения может быть поставлен только специалистом по психическому здоровью, обладающим знаниями в области психического здоровья детей.

Шаги, связанные с диагностикой, включают в себя

  • ведение полной социальной и медицинской истории ребенка и его семьи
  • интервьюирование и наблюдение за ребенком
  • беседуя с семьей
  • проведение стандартизированных тестов
  • изучение социально-экономического контекста поведения ребенка

Важно отметить, что почти все дети в какой-то момент своей жизни будут вести себя так, что это будет иметь разрушительные и даже опасные последствия.

По мере того, как дети начинают понимать последствия своего поведения в школе и в семье, все они будут испытывать эпизоды деструктивного поведения. Эти временные эпизоды являются нормальными во время развития человека.

Однако симптомы психических расстройств, такие как поведенческие расстройства, являются постоянными, последовательными, частыми и повторяющимися.

Психологические особенности людей с синдромом Дауна

Для людей с синдромом Дауна характерны особые психологические особенности поведения:

  • Зачастую сильная интеллектуальная отсталость на отрезке от идиотии до нижнего уровня развития, на фоне несколько уменьшенного объема полушарий. В некоторых случаях масса мозга физиологически нормальная. Вследствие жизненного опыта, клиника умственной отсталости проявляется слабее, уровень развития затормаживается на уровне трехлетнего ребенка.
  • Люди с синдромом Дауна сонливы, доброжелательны, проявляют излишнюю ласковость. Для них свойственно бросить начатое дело, если они увидели что-то их заинтересовавшее.
  • Быстро находят контакт с окружающими без особого труда. Порог внушаемости и доверия сильно.
  • Умение мыслить абстрактно практически полностью отсутствует, поэтому научить их даже элементарным математическим исчислениям крайне сложно.
  • Чувства этики и эстетики не существует или слаборазвито.
  • Эмоциональная реактивность напрямую зависит от нарушений эндокринной системы, которые всегда сопутствуют синдрому Дауна. Характер эмоций банален и связан с текущим самочувствием и физиологическими потребностями.
  • Нет осознания собственной личности,
  • При вербальном общении сильно выражены интонации, сопровождающиеся яркой мимикой и жестами.
  • Сильные положительные эмоции вызываются ощущением сытости, тепла. Часты патологические влечения: онанизм, сосание и жевание несъедобных предметов.
  • Для вызова бурных отрицательных эмоций достаточно замерзнуть, проголодаться, не получить желаемого.
  • Люди с синдромом Дауна склонны к причинению вреда своему здоровью.

Лечения от синдрома Дауна не существует, помощь оказывается в виде комплексной психолого-педагогической помощи детям и взрослым с данным отклонением. Средняя продолжительность жизни – 50 лет.

Консультация «Характеристика нарушений поведения и деятельности у детей»

Татьяна Фокина

Консультация «Характеристика нарушений поведения и деятельности у детей»

Введение

Нарушение поведения у детей может проявляться в непослушании, в неадекватных реакциях на замечания, снижение успеваемости при обучении, как правило, родители и воспитатели в первую очередь замечают именно эти изменения.

Если близкие не справляются с ребенком, то обращаются к специалистам (психологам, психотерапевтам)

.

Нарушения поведения у детеймогут быть обусловлены:

• Особенностями воспитания (социально-педагогическая запущенность)

.

• Врожденными личностными (характерологическими)

особенностями и связанные с этим развитие акцентуаций
характера и психопатии, как правило, выражается в девиантном поведении.
• Невротическими расстройствами (тики, энурезы, фобии, т. е. навязчивые страхи, и т. д.)

после перенесенных перинатальных энцефалопатий или минимальных мозговых дисфункций, либо после перенесенного психологического стресса
(например: потеря близкого человека, особенно родителя)
.

• Тяжелыми эндогенными психическими заболеваниями, т. е. заболеваниями центральной нервной системы связанные с нарушением обменных процессов в головном мозге.

Хотя некоторые из этих вариантов могут проявляться одновременно, или могут быть похожи друг на друга, здесь-то и необходима консультация специалиста, чтобы вовремя распознать нарушение и если есть необходимость назначить лечение.

1. Понятие и особенности нарушения поведения и деятельности у детей

Поведение – реакции и действия человека и животных, выражающие их отношения с внешней средой. Первые значительные работы по обусловленному поведению принадлежат И. П. Павлову.

Читайте также: Антидепрессанты без рецепта врача: названия, цены, список

В результате ряда исследований он пришел к выводу, автономные функции животных, например, слюноотделение, могут быть обусловлены не пищей, а другими раздражителями (светом)

. Таким образом, ученый не только мог наблюдать и предсказывать, но и вызывать требуемое
поведение животных.
Исследования Павлова натолкнули психолога Скиннера Б. Ф. на лабораторные эксперименты с животными, среда обитания которых ограничена определенными условиями, что дает возможность получать хорошо воспроизводимые результаты.

Скиннер пришел к заключению, что законы поведения, значимые для всех представителей вида, могут быть обнаруживаемыми, а индивидуальные различия – контролируемыми.

По мнению Скиннера, поведение при всей его сложности и изменчивости – это именно то, что наблюдаемо и исследуемо. Именно поведение является той частью функционирования организма, которая взаимодействует с внешним миром и воздействует на него.

Поведение человека составляет одну из важных областей психологических и социологических исследований.

Скиннер различает следующие типы поведения: реактивное – рефлекторное поведение, оно легко прививается и легко исключается, оно управляется тем, что ему предшествует. И оперативное поведение – управляется теми событиями, которые следуют за поведением, т. е. последствиями. Такие последствия Скиннер называет подкреплениями.

В психологии понятие «поведение»

, чаще всего, определяется как внешне наблюдаемая система действий, поступков людей, в которой реализуются внутренние побуждения человека.

Различают вербальное поведение – система суждений, высказываний и доказательств, и невербальное поведение, т. е. систему практических действий.

С. Л. Рубинштейн различал инстинктивное, разумное поведение и навыки. А. Адлер считал, что поведение человека определяют представления о мире, поскольку чувства человека не воспринимают реальные факты, а получают их субъективные образы.

К примеру, если человек испытывает чувство страха, он видит опасность там, где ее может не быть. Адлер подчеркивал, что человеческое поведение социально, поскольку личность развивается и формируется в социальном окружении. Кроме того, поведение человека определяется его жизненными целями, обеспечивающими направление деятельности. Привычки и черты поведения необходимо рассматривать в контексте жизненной цели индивидуума, формирование которой начинается с детства. А.Адлер выделяет три основные задачи: работа, дружба, любовь.

Отклоняющимся (девиантным)
поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.
Известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой)

.

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое)

.

Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном)

и криминальном
(преступном)поведении.
С. А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом:

Социальные отклонения:

•корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.)

;

•агрессивной ориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования)

;

•социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).

Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью,может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений.

Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентации и представлений.

Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность)

.

Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются.

Следовательно, придавая поступкам, поведению ребенка, подростка ту или иную направленность, содержание, значимость, мы тем самым оказываем произвольное, целенаправленное влияние на развитие этих процессов или механизмов, лежащих в основе нравственных и иных личных свойств и качеств ребенка.

Или, наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаем помеху, задерживаем развитие соответствующих свойств и качеств личности ребенка, подростка.

Таким образом, отклоняющееся поведение детей и подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция)

соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование
(т. е. воспитательного средства)
.

Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот.

Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность поведения ученика как отклонение, мы должны учитывать условия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст ученика и многое другое. И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия.

В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи)

.

Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило,двумя факторами:

1) ошибками воспитания или

2) определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.

Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают)

те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей
поведения, и пытаются «исправить»
ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями.

Очень важно, поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним.

Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит педагогу совместно с психологом не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.

Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше. Своевременность психологической помощи – главное условие ее успешности и эффективности.

Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их универсальной классификации. Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания.

Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично)

медицинскими и
(или)
педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении.

Как было установлено в предыдущем разделе, в качестве универсального, собирательного, применяемого в широком смысле термина, обозначающего недостаток физической или психической сферы человека, сегодня принят термин ограничение (возможностей, в англоамериканской профессиональной речевой среде – handicap (ограничение, препятствие)

.

Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации.

Наиболее распространенными основаниями являются следующие: причины нарушений; виды нарушений с последующей конкретизацией их характера; последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

В основе последней педагогической классификации лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей.

Итак, в педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка.

Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:

• глухие;

• слабослышащие;

• позднооглохшие;

• незрячие;

• слабовидящие;

• лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

• лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

• лица с нарушением интеллекта;

• дети с задержкой психического развития (труднообучаемые)

;

• лица с тяжелыми нарушениями речи;

• лица со сложными недостатками развития.

Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушенияв той или иной системе организма:

• телесные (соматические)
нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания)
; сенсорные
нарушения (слух, зрение)
;

• нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

Данная классификация значима для педагогики лишь как обобщенная системная организация всей совокупности нарушений развития. Для медицинской сферы эта классификация более значима, она имеет в медицине более тонко дифференцированную классификацию.

В сфере социальной защиты, социально-трудового права значимой является классификация по причинам возникновения нарушения, недостатка.

Это связано с особенностями предоставления материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат, льгот и др.:

• врожденное нарушение развития;

• несчастный случай, стихийное бедствие;

• производственная травма;

• профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;

• дорожно-транспортное происшествие;

• участие в боевых действиях;

• экологические преступления;

• болезнь;

• прочие причины.

Классификация по причинам нарушений имеет значение и для педагогики, так как знание происхождения того или иного недостатка развития, в том числе его биологической или социальной обусловленности, а также времени и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической помощи.

Значимой для социальной сферы и для педагогики является классификация по последствиям недостатков, которые влияют на дальнейшую жизнь человека – на его потребность в специальном образовании, реабилитации (медицинской, психологической, социальной, профессиональной, уходе, обеспечении специальными техническими средствами и др. Английские специалисты предложили перекрестную классификацию, в которой указаны не только нарушенные сферы организма и функций человека, но и степень их поражения.

Это позволяет не только более тонко дифференцировать различные категории лиц с ограниченными возможностями, но и на основе этой классификации более точно определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей каждого конкретного человека с проблемами в развитии.

Исходя из этой классификации, можно с достаточно большой долей вероятности определить социально и образовательно-значимые особые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями и соответственно направления коррекционно-образовательной деятельности: ориентировка в окружающей физической и социальной среде, физическая независимость, подвижность, возможность различных видов деятельности, возможность занятости, возможность социальной интеграции и социально- экономической независимости.

Свои, частные классификации имеет каждая предметная область специальной педагогики.

2. Классификация различных нарушений поведения и деятельности у детей

нарушение поведение акцентуация характер

Специфика современной общественно-экономической ситуации, ее сложность и напряженность создают условия, в которых ребенок довольно часто подвергается вредным воздействиям, вызывающим стойкие отклонения в его развитии.

Эти отклонения, касающиеся как физической, так и психической сфер, могут привести к нарушению поведения ребенка в повседневной жизни.

Специалисты условно выделяют три вида «неправильного»
поведения.
Кратко остановимся на каждом из них.

1. Девиантное поведение («отклонение»

) – стереотип
поведенческого реагирования, который связан с нарушениями определенных возрастных социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных)
и малых половозрастных социальных групп, что приводит к социальной дезадаптации. Примеры
поведения: срыв занятий, прогулы.
Одним из важнейших факторов, определяющих формирование и развитие «трудного»
поведения у подростков, является собственно период полового развития (пубертат)
. В силу динамики анатомо-физиологических и психологических особенностей подростка именно в этот период формируются предпосылки становления девиантного
поведения. В это время для подростков характерными являются поведенческие реакции группирования, оппозиции и т. д., которые служат основой «трудного»поведения.
2. Делинквентное поведение («правонарушение»

) – стереотип
поведенческого реагирования, связанный с нарушениями правовых норм, не влекущими за собой уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или того обстоятельства, что делинквент не достиг возраста уголовной ответственности. Примеры поведения: мелкое хулиганство, драки без нанесения тяжких телесных повреждений.
3. Криминальное поведение («преступление»

) – поступки, подлежащие наказанию в уголовном порядке по статьям УК при условии достижения возраста уголовной ответственности.

Криминальному поведению, как правило, предшествуют временные периоды, в течение которых проявляются различные формы девиантного и делинквентного поведения. Пример поведения: нанесение тяжких телесных повреждений.

Заметим, что практически в каждой группе детского сада есть дети, ведущие себя неадекватно. К подростковому возрасту количество «трудных»
детей увеличивается в 3–5 раз. К сожалению, «трудные»
дети продуцируют себе подобных
«нарушителей»
в 3 раза активнее, чем послушные дети. По данным ВНИИ МВД России, за истекшие 5 лет количество преступлений, связанных с вовлечением подростков в преступную
деятельность, увеличилось на 165,5%.
К основным факторам, ведущим к формированию и развитию «трудного»
поведения у ребенка,относятся: фактор родительской семьи и биологические факторы. В наибольшей степени влияет на становление девиантных форм поведения фактор родительской семьи, т. е. дезадаптированная, дисгармоничная семья, в которой растет ребенок. По наблюдениям специалистов.
Второе место среди причин и факторов, ведущих к формированию и развитию «трудного поведения»

у ребенка,занимают биологические факторы: пре-, интра- и постнатальные вредности (токсикоз, патология родов, гипоксия плода, кесарево сечение и пр., душевные заболевания, генетические предрасположенности.

Отметим, что в 95% случаев гиперактивные дети имели ранние органические поражения мозга, ведущие к мозговой истощаемости, снижению внимания, неусидчивости и т. п.

У многих из «трудных»
детей исходными, базовыми нарушениями являются задержка темпов психомоторного развития, речевого, эмоционального и когнитивного развития, глубокая социально-педагогическая запущенность в сочетании с такими системными расстройствами, как энурез, тик, заикание. Достаточно высокий процент среди «трудных»детей составляют депрессивные расстройства.
Все это свидетельствует о ранней церебрально-органической (мозговой)

недостаточности, частота встречаемости которой у
детей с девиантными формами поведения составляет 95%.
Заключение

Для большинства детей полезна понятная система правил, определяющих границы приемлемого поведения и допустимой деятельности. Каждая семья имеет собственные стандарты поведения и языка; поведение, не приемлемое а одной семье, вполне допускается в другой.

Будучи родителями, вы должны отдавать себе отчет, почему вы устанавливаете то или иное правило – по причинам ли безопасности или из соображений общепринятых норм поведения.

И вам следует сделать правильный выбор между преимуществом строгого следования стандартам поведения и возможностью периодических столкновений с детьми при проведении этих правил в жизнь.

Старайтесь предоставить ребенку возможность свободно принимать решения в рамках ваших правил, иначе вы рискуете подорвать инициативу и уверенность ребенка в себе или спровоцировать непослушание.

К нарушениям поведения относится группа расстройств, для которых характерно наличие вызывающего, агрессивного или диссоциального поведения.

В зависимости от возраста ребёнка, это может быть хулиганство или чрезмерная драчливость, грубое или жестокое поведение, лживость, вспышки агрессии и гнева, провокационное поведение и непослушания.

Все виды нарушений поведения можно условно разделить на несоциализированные и социализированные формы.

Несоциализированные нарушения поведения являются патологическими формами, их основными диагностическими критериями можно назвать патохарактерологический синдром, девиантное поведение в микросоциальных группах, патологическая трансформация личности и наличие невротических расстройств.

Синдром вахтера

Синдром вахтера, или синдром маленького начальника – это то, что знакомо практически всем, кто хоть раз посещал ЖЭК, паспортный стол или поликлинику.

Но даже если вам не знакомы среднестатистические нравы работников подобных заведений, наверняка каждый сталкивался с людьми, которые, занимая не самую высокую должность или имея определенный статус, буквально упиваются этим, самоутверждаясь за счет других. Такой человек как будто говорит: «Вот я – вахтер, а чего добился ты?».

И ладно если бы это было просто самолюбование. Но люди, имеющие синдром вахтера, подчас создают большие проблемы своим поведением.

Например, они могут требовать предъявления множества ненужных документов, изобретать «правила», которых нет в их должностной инструкции, с деловым видом задавать массу лишних вопросов, которые не имеют никакого отношения к делу.

Как правило, все это сопровождается высокомерным поведением, граничащим с хамством.

При этом, когда такие люди видят по-настоящему важного человека, они превращаются в саму любезность, пытаясь всячески выслужиться перед ним.

В большинстве случаев, человек, имеющий синдром вахтера, является несостоявшейся личностью, пытающейся компенсировать свои неудачи за счет подавления других.

Имея дело с «вахтером», следует игнорировать его манеру поведения и не вступать с ним в прямой конфликт. Ни в коем случае не пасуйте перед грубостью, но уверенно и четко формулируйте требования, отстаивая свои права.

Имейте в виду, что слабое место таких людей – страх принять подлинную, а не мнимую ответственность. Поэтому не стесняйтесь намекнуть, что их поведение может повлечь за собой негативные последствия.

Синдром Белого Кролика

Помните ли вы Белого Кролика из «Алисы в Стране чудес», который причитал: «Ах, мои усики! Ах, мои ушки! Как я опаздываю!»

Но даже если вы никогда не читали произведения Льюиса Кэррола, то вы наверняка сами оказывались в подобной ситуации.

Если это случается редко, то причин для волнения нет. Если же постоянные опоздания для вас норма, то вы подвержены так называемому синдрому Белого Кролика, а значит – пора что-то менять.

Попробуйте следовать нескольким простым советам:

  • Переведите все часы в доме на 10 минут вперед, чтобы собираться быстрее. Интересен факт, что этот прием работает даже несмотря на то, что вы прекрасно понимаете, что часы спешат.
  • Распределите свои дела по степени значимости. Например, важные и второстепенные, срочные и несрочные.
  • Обязательно каждое утро записывайте, что вы планируете сделать, а вечером вычеркивайте сделанное.

Подробнее разобраться с этой темой вам помогут две статьи: Правило 5 Секунд и Прокрастинация.

Синдром Отелло

Синдром Отелло – это расстройство, проявляющееся патологической ревностью к партнеру. Страдающий данным синдромом человек постоянно ревнует своего мужа или жену, обвиняя вторую половину в уже состоявшейся или планируемой измене.

Синдром Отелло проявляется даже тогда, когда для этого нет никаких оснований и поводов.

Более того, от него люди в буквальном смысле сходят с ума: они постоянно следят за объектом своей любви, у них нарушен сон, они не могут нормально есть, постоянно нервничают и не думают ни о чём, кроме того, что им якобы изменяют.

Единственное что можно самостоятельно предпринять для решения такой проблемы – это полная искренность, откровенный разговор и попытка избавиться от любых поводов для ревности. Если это не помогает – возможно, следует обратиться к специалисту за профессиональной помощью и соответствующей терапией.

Синдром утёнка

Многие знают, что утята принимают за маму первого, кого они увидели, появившись на свет. Причем им неважно, настоящая ли это мама-утка или какое-то другое животное, а иногда и вообще неодушевленный предмет. Это явление известно в психологии под названием «импринтинг», что значит «запечатление».

Люди также подвержены этому явлению. Специалисты называют его синдромом утёнка. Этот синдром обусловлен тем, что человек автоматически считает лучшим тот предмет, который первым попался ему на глаза, даже если это противоречит объективной реальности.

Нередко люди с такой особенностью становятся категоричными и нетерпимыми к мнению окружающих.

Например, ваш знакомый купил себе первый ноутбук с операционной системой Windows XP. Прошло несколько лет, и данная система перестала поддерживаться производителем. Вы предлагаете ему установить кое-что поновее, но он не соглашается.

Если при этом ваш знакомый понимает реальное превосходство новых систем и честно говорит, что он просто привык к Windows XP и не хочет осваивать новые интерфейсы, то это частное мнение.

Если же он категорически не признает никакую другую систему, считая Windows XP лучшей среди прочих, то здесь налицо синдром утенка. При этом он может соглашаться, что другие операционки имеют какие-то преимущества, но в целом XP все равно будет выигрывать в его глазах.

Чтобы избавиться от синдрома утенка, нужно чаще анализировать свои мысли, используя приемы критического мышления. Интересуйтесь мнением окружающих людей, пользуйтесь информацией из разных источников, старайтесь максимально объективно смотреть на вещи и только после этого принимайте решение по тому или иному вопросу.

Синдром Мюнхгаузена

Синдром Мюнхгаузена – это расстройство, при котором человек преувеличенно изображает или искусственно вызывает у себя симптомы болезни для того, чтобы подвергнуться медицинскому обследованию, лечению, госпитализации и даже хирургическому вмешательству.

Причины такого поведения полностью не изучены. Общепринятое объяснение причин синдрома Мюнхгаузена гласит, что симуляция болезни позволяет людям с этим синдромом получить внимание, заботу, симпатию и психологическую поддержку, которых им не хватает.

Пациенты с синдромом Мюнхгаузена, как правило, отрицают искусственную природу своих симптомов, даже если им предъявляют доказательства симуляции. Обычно они имеют длительную историю госпитализаций из-за симулированных симптомов.

Не получая ожидаемого внимания к своим симптомам, больные с синдромом Мюнхгаузена часто становятся скандальными и агрессивными. В случае отказа в лечении одним специалистом больной обращается к другому.