Главная > Роспись на чайном сервизе



Роспись на чайном сервизе

Во второй трети XIX века в русском искусстве начинается постепенный распад основных принципов классицизма. Реакцией на каноничность классицизма явился интерес к стилям различных эпох. Мотивы и закономерности готики, ренессанса, барокко, рококо использовались в архитектуре, в оформлении интерьеров, при создании мебели и других видах прикладного искусства.
Яркое воплощение принципы эклектизма нашли в искусстве русского фарфора. В начале 1830-х годов на Императорском фарфоровом заводе был выполнен сервиз Александрия для дворца, построенного в Петергофе. Роспись сервиза лаконична: золотой декор и изображение герба Александрии.
В 1830-е годы Императорский фарфоровый завод выпускал в большом количестве изделия в «готическом вкусе»: сервизы, чашки, вазы с копиями эрмитажных картин; наряду с ними продолжали появляться и ампирные формы.
В середине XIX века технология Императорского фарфорового завода достигла очень высокого уровня. Изготовление больших декоративных ваз, столешниц, диаметр которых достигал более одного метра, пластов с копиями картин из Эрмитажа требовали искуснейшего мастерства литейщиков, формовщиков, живописцев, обжигальщиков. Для живописцев завода выполнение копий картин старых мастеров на фарфоре считалось вершиной мастерства. Мастер должен был сначала сделать копию на холсте масляными красками, и только если Совет Академии художеств утверждал копию, живописцу разрешалось переносить картину на фарфор. Каждый пласт во время росписи проходил несколько обжигов. Так как фарфоровые краски обжигаются при различной температуре, роспись начинается с высокотемпературных красок, а заканчивается низкотемпературными. Во время росписи мастер должен учитывать изменение цвета красок во время обжига, что особенно сложно при «подделке» фарфора под масляную живопись, поэтому все живописцы, расписывающие фарфор, должны обладать как бы двойным зрением.
Виртуозным владением искусством росписи фарфора поражают букеты Петра Иванова. Потомственный рабочий завода Иванов нашел состав очень тонкой фарфоровой массы, которая давала возможность делать цветы с лепестками по тонкости не намного уступающими настоящим. После смерти мастера секрет его удивительного искусства был утерян. Лишь спустя сто с лишним лет работники Ленинградского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова смогли повторить фарфоровые букеты Иванова.
В 1847 году на Императорском заводе приступили к изготовлению «Кремлевского» сервиза по рисункам художника-археолога Ф. Солнцева, много работавшего над изучением русской старины. Формы сервиза были сделаны по мотивам древнерусской и византийской посуды из серебра и золота. Роспись, почти полностью покрывавшая все поверхности предметов, имитировала цветные эмали.
Годом позже был выполнен еще один сервиз по проекту Ф. Солнцева для Великого Князя Константина Николаевича. Форма сервиза сделана по мотивам древнерусских кубков, братин и ковшей, в росписи заимствованы мотивы древнерусских эмалей. Но в отличие от «Кремлевского» сервиза, здесь оставлена незаписанной большая поверхность белого, сверкающего фарфора.

Использованы материалы:
Марки фарфора, фаянса, майолики. Русские и иностранные. –  М., «Сварог и К», 1999
Русский фарфор. –  М., «Планета»,  1993.

Завод Гарднера.

Императорский фарфоровый завод, ориентированный на обслуживание нужд царского двора, хотя и получил в царствование Екатерины II разрешение производить изделия для широкой продажи, не мог обеспечить увеличивающийся спрос на художественный фарфор. В связи с этим возникла настоятельная необходимость расширения отечественной фарфоровой промышленности. Во второй половине XVIII века появляется ряд частных заводов — Волкова, Шкурина, Жадина, Гарднера и других. Но многие из них, не успев наладить производство, прекращали свое существование. Причины были разные: неумение преодолеть технические сложности фарфорового производства, отсутствие опытных специалистов, недостаток необходимых средств.
Единственным жизнеспособным производством оказался завод, основанный английским купцом Францем Гарднером в 1766 году в селе Вербилки Московской губернии. Благодаря Иоганну Миллеру, работавшему в начале 1760-х годов на Императорском фарфоровом заводе и знакомому с рецептурой фарфоровой массы Д. И. Виноградова, Франц Гарднер довольно быстро наладил работу.

Первоначальные Метки № 1 — 3 Франца Яковлевича Гарднера ставились на изделиях до 1770 года.

Став преемником традиций Императорского фарфорового завода, частный завод Гарднера оказал большое влияние на дальнейшее развитие русской фарфоровой промышленности.
В ранние годы своей деятельности завод Гарднера выпускал в основном копии изделий Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Но в 1778 — 1783 годах на заводе были выполнены четыре орденских сервиза — Андрея Первозванного Александра Невского, Георгия Победоносца и С

в. Владимира

для приемов при дворе кавалеров этих орденов. Тарелки сервизов сделаны в виде листьев, распространенный прием в европейском фарфоре XVIII века, декор сервизов дополняют изображения орденов и орденских лент.

Метки № 4 — 6. От 1770 г. до начала XIX в. ставилась синяя подглазурная марка в виде французской G.

Метки № 7 — 10. Одновременно употреблялась марка в виде скрещенных мечей — имитация сакса.

Довольно своеобразное решение темы героики, прославления военного могущества России и победы над Турцией было найдено в чайном сервизе, созданном в 1775 году на заводе Гарднера талантливым художником И. Кестнером для подарка Екатерине II.
В отличие от парадного «Арабескового» сервиза (cм. Императорский Фарфоровый завод), созданного для больших торжественных приемов, сервиз Кестнера был предназначен для личного пользования императрицы. В связи с этим типичные для XVIII века иносказательные образы получили другой характер. Плоскость подноса послужила для изображения языком символов целого ряда событий русско-турецкой войны, совмещенных в одной композиции.
В конце XVIII века заводом Гарднера помимо скульптур, копировавших саксонские образцы, выпускались фигурки, изображающие русские типы. По сравнению со скульптурой Императорского завода фигурки Гарднера отличаются более свободной трактовкой и реалистичностью образов.

Патриотический подъем, вызванный победой в войне 1812 года, способствовал национальному подъему. Большой популярностью пользовались чашки с портретами героев Отечественной войны Кутузова, Дениса Давыдова, Багратиона, Сеславина и других. Портреты маршала Кутузова копировались в основном с известной гравюры Сальвадора Карделло, портрет атамана Платова с оригинала художника Ронбауэра. Использовались также гравюры И. Ческого, Киселева и многих других художников.
Подобные чашки выпускали многие заводы. Несмотря на это, у них много общих черт. Они все правильной цилиндрической формы, наиболее удобной для портретной живописи, портреты в овальных или прямоугольных медальонах помещены на противоположной от ручки стороне. Часто чашки украшались изображением военной символики. Портретные изображения выполнены в технике «гризайль», серой или коричневой краской. Помимо чашек с портретами героев войны на заводе Гарднера был сделан сервиз с карикатурами И. И. Теребенева, высмеивавших Наполеона, его армию и прославлявших народных героев. Нельзя не отметить виртуозное мастерство безымянного живописца, работавшего над сервизом, который сумел передать остроту сюжетов, сохранить повествовательность и умело скомпоновать композиции карикатур на всех предметах.

Метки № 11 — 15 ставились в 1800-1825 гг. Буква G вырождается в крючок синего цвета.

Метки № 16 и 17 Одновременно ставится надпись «Гарднер».

Тема идеализации жизни и быта русского крестьянства была свойственна и изделиям Гарднера. В 1810 — 1820-е годы завод выпустил серию фигур разносчиков и ремесленников по гравюрам «Волшебного фонаря» («Волшебный фонарь, или Зрелище расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верной кистью в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию»). Многочисленные варианты этих фигурок распространялись в большом количестве и во многом определили развитие фарфоровой пластики других заводов. Несмотря на несомненную идеализацию, фигурки обладают психологизмом, индивидуальностью, жизненной правдивостью образов. В 1830-е годы была выполнена вторая серия фигур по гравюрам «Волшебного фонаря», трактовка их не претерпела существенных перемен, изменялись лишь основания. Вместо гладких, простых по формам они стали круглыми с рельефным орнаментом в стиле рококо.
Развитие промышленности и науки не могли не сказаться на производстве фарфора середины и второй половины XIX в. Заметно увеличивается объем продукции действующих заводов Гарднера, Попова, появляется большое количество новых заводов.

Метка № 18. В 1825-1850 гг. ставилось вдавленное клеймо.

Частные заводы обеспечивали фарфором широкие слои населения. Конечно, завод Гарднера и другие не располагали такими специалистами и технологическими возможностями, какие были в распоряжении Императорского завода, тем не менее ассортимент частных заводов был достаточно разнообразным: делались различные сервизы, блюда, заварные чайники на подставках-грелках, подсвечники, корпуса для часов, всевозможные флаконы, так называемая трактирная посуда, жанровая скульптура, подарочные чашки и другие предметы обихода, для восточного рынка стали выпускать вещи в «восточном духе». Конкуренция заставила строго следить за новыми веяниями моды и незамедлительно реагировать на изменение покупательского спроса.
Начиная со второй трети XIX века в изделиях частных фарфоровых заводов происходят значительные стилистические изменения как в формообразовании, так и в декоре. Этот период отличается большим разнообразием форм, что особенно касается чашек и бокалов, которые имели восьмигранные, конусовидные, канелированные формы, а также стаканчика или бочонка. Вместе с тем долгое время сохранялась ампирная форма чашки на ножке, с высокой, сложно изогнутой ручкой. Многие изделия украшались рельефным узором.

Красная надглазурная Метка № 19 ставилась в 1850-1860 гг.
Черная или цветная Метка №20 ставилась на фаянсовых изделиях.

К концу XIX в. наблюдается постепенный спад в деятельности завода и в 1891 году он продается Кузнкцову.

Красная надглазурная Метка № 21 ставилось в 1860-1880 гг.

Метка № 22 пренажлежит второй половине XIX в.

Метка № 23 ставилась на изделиях в начале XX века.

Использованы материалы:
Марки фарфора, фаянса, майолики. Русские и иностранные. –  М., «Сварог и К», 1999
Русский фарфор. –  М., «Планета»,  1993.

Марки заводов Кузнецовых.

Возросшая в начале XIX в. потребность в фарфоре, а также изданный в 1806 году «запретительный тариф» на ввоз заграничных изделий в Россию послужили дополнительным стимулом развития фарфоровой промышленности Росcии. В это время один за другим возникает целый ряд частных фарфоровых заводов. Так, в 1832 году в Дулеве был основан завод Кузнецовых, монополизировавший к концу XIX века фарфоровую промышленность России. Появлялись многие другие крупные и мелкие предприятия.
Частные заводы обеспечивали фарфором широкие слои населения. Конечно, они не располагали такими специалистами и технологическими возможностями, какие были в распоряжении Императорского завода, тем не менее ассортимент был достаточно разнообразным: делались различные сервизы, блюда, заварные чайники на подставках-грелках, подсвечники, корпуса для часов, всевозможные флаконы, так называемая трактирная посуда, жанровая скульптура, подарочные чашки и другие предметы обихода, для восточного рынка стали выпускать вещи в «восточном духе». Конкуренция заставила строго следить за новыми веяниями моды и незамедлительно реагировать на изменение покупательского спроса.
Постепенное разорение мелких фарфоровых мануфактур во второй половине XIX века, монополизация фарфоровой промышленности, резко возросший спрос на изделия художественного фарфора повлекли за собой большое увеличение объемов выпускаемой продукции.
Основными производителями фарфора для широкого потребителя в России в конце XIX — начале XX века стал завод «Товарищества братьев Корниловых в Санкт-Петербурге» и заводы «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», основанного в 1889 году, в которое входили заводы в Риге, Дулеве, Новгороде, Вербилках и многие другие (в 1892 году Кузнецовым был куплен завод М. С. Гарднера).

М. Кузнецов, талантливый, предприимчивый промышленник, выросший в семье потомственных фарфористов, значительно увеличил мощность своих заводов и поставлял фарфоровые изделия по всей России, успешно конкурировал с европейскими и восточными заводами.
Большую часть в продукции заводов «Товарищества М. С. Кузнецова» занимал так называемый «восточный товар», который выпускался раньше бывшим гарднеровским и гжельским заводами. Кузнецов увеличил ассортимент и намного расширил рынки сбыта.
Для восточного рынка продавался и обычный для России ассортимент посуды — чайники, чашки с декором, сделанным по мотивам восточных орнаментов, а также предметы восточного происхождения: пиалы, блюда для плова, кальяны и многие другие.
М. Кузнецов уделял большое внимание изучению покупательского спроса. Новые рисунки для производства делались с учетом вкуса определенных кругов потребителей, учитывалось также эмоциональное воздействие на человека колористического решения росписей.
В связи с огромным количеством выпускаемых изделий в декорировании широко применялась одноцветная печать с последующей ручной доделкой. В 1900-е годы повсеместно стали применять многоцветную печать-декалькоманию, полностью имитирующую ручную роспись. Краски для печати были недостаточно яркими и многоцветная деколь также дорабатывалась вручную.
Сюжеты для создания рисунков деколей художники брали из росписей фарфора первой половины XIX века: романтические пейзажи, жанровые сцены, букеты цветов в обрамлении штампованного рисунка золотом или другой краской.
Применение аэрографа в надглазурной росписи дало возможность тонировать изделия цветными фонами, на которые затем наклеивались деколи с цветочными орнаментами. Модными были в то время нежные тона: голубой, розовый, сиреневый, желтый.
В 1912 году к столетию победы России в Отечественной войне 1812 года заводы «Товарищества М. С. Кузнецова» выпустили много различных предметов — тарелок, сервизов, чашек, блюд с изображением сцен из истории Отечественной войны, богато украшенных золотым штампованным орнаментом, для которых использовались деколи, сделанные в Германии.
Заводы «Товарищества М. С. Кузнецова» выпускали в большом количестве изделия из окрашенной фарфоровой зеленой массы: вазы, лоточки, флаконы, шкатулки, туалетные коробочки, украшенные белым бисквитным орнаментом или полуобнаженными фигурками нимф и наяд.
Скульптура конца XIX — начала ХХ века делалась в основном из расписанного бисквита (фарфор, не покрытый глазурью, но дважды обожженный), сюжеты использовались те же, что и в самый ранний период народности России, жанровые сцены. Фигурки отличаются скрупулезной проработкой всех деталей, аккуратной росписью «под натуру», что в конечном счете привело к потере того удивительного обаяния, которым отмечены фарфоровые скульптуры первой половины XIX века.
М. Кузнецов стремился привлечь для работы на своем заводе художников-профессионалов. Но проблема подготовки художников-фарфористов для того времени оказалась только поставленной на повестку дня. Тем не менее влияние творчества выдающихся русских живописцев Врубеля, Головина, Рериха, Е. и В. Поленовых, В. Васнецова — на возрождение интереса к русской истории, великим традициям русского народного искусства вообще, в том числе и в области керамики, было несомненным. Этот интерес к русской теме параллельно с увлечением стилем модерн получил свое развитие и в изделиях гжельских мастеров, и в продукции предприятий Кузнецовых.

Марки заводов Кузнецовых.

Метка фабрики Кузнецова в Дулеве. Читается как «завод Сидора Терентьевича Кузнецова».

Метки фабрики М.С.Кузнецова в Дулеве.

Метки фабрики М.С.Кузнецова в Дулеве.

Метки фабрики М.С.Кузнецова в Дулеве.

Метка фабрики братьев Кузнецовых в Новохаритонове.

Метки фабрики братьев Кузнецовых в Новохаритонове.
1-я марка зеленая, 2 и 3 -вдавленные или черные. Ставились на изделиях из фарфора и фаянса. Фабрика закрылась в конце 70-х гг.

Использованы материалы:
Марки фарфора, фаянса, майолики. Русские и иностранные. –  М., «Сварог и К», 1999
Русский фарфор. –  М., «Планета»,  1993.

Марки завода А. Попова.

Возросшая и изданный в 1806 году «запретительный тариф» на ввоз заграничных изделий в Россию послужили дополнительным стимулом развития фарфоровой промышленности. В это время возникает целый ряд частных фарфоровых заводов, из которых наиболее значительными были завод А. Попова в селе Горбунове Дмитровского уезда Московской губернии.
После победы в войне 1812 г. большой популярностью стали пользоваться чашки с портретами героев Отечественной войны Кутузова, Дениса Давыдова, Сеславина и других. Портреты маршала Кутузова копировались в основном с известной гравюры Сальвадора Карделло, портрет атамана Платова с оригинала художника Ронбауэра. Использовались также гравюры И. Ческого, Киселева и многих других художников.
Подобные чашки выпускали завод Попова. Они правильной цилиндрической формы, наиболее удобной для портретной живописи, портреты в овальных или прямоугольных медальонах помещены на противоположной от ручки стороне. Часто чашки украшались изображением военной символики. Портретные изображения выполнены в технике «гризайль», серой или коричневой краской.
Тема идеализации жизни и быта русского крестьянства была свойственна изделиям 1810 — 1830-х годов. Выпускались серии фигур разносчиков и ремесленников по гравюрам «Волшебного фонаря» (на фабрике Гарднера, например). Многочисленные варианты этих фигурок распространялись в большом количестве и во многом определили развитие фарфоровой пластики других заводов. Несмотря на несомненную идеализацию, фигурки обладают психологизмом, индивидуальностью, жизненной правдивостью образов.
Завод Попова выпускал большое количество подобных скульптур, изображающих крестьян за различными занятиями. Все образы полны сельской идиллии.
Во второй трети XIX века в русском искусстве начинается постепенный распад основных принципов классицизма. Реакцией на каноничность классицизма явился интерес к стилям различных эпох — барокко, рококо, готики.

Частные заводы обеспечивали фарфором широкие слои населения. Конечно, заводы Гарднера, Попова, Корниловых и другие не располагали такими специалистами и технологическими возможностями, какие были в распоряжении Императорского завода, тем не менее ассортимент частных заводов был достаточно разнообразным: делались различные сервизы, блюда, заварные чайники на подставках-грелках, подсвечники, корпуса для часов, всевозможные флаконы, так называемая трактирная посуда, жанровая скульптура, подарочные чашки и другие предметы обихода. Конкуренция заставила строго следить за новыми веяниями моды и незамедлительно реагировать на изменение покупательского спроса.
Начиная со второй трети XIX века в изделиях частных фарфоровых заводов происходят значительные стилистические изменения как в формообразовании, так и в декоре. Этот период отличается большим разнообразием форм, что особенно касается чашек и бокалов, которые имели восьмигранные, конусовидные, канелированные формы, а также стаканчика или бочонка. Вместе с тем долгое время сохранялась ампирная форма чашки на ножке, с высокой, сложно изогнутой ручкой. Многие изделия украшались рельефным узором.
Длительный период занимали главенствующую роль в росписях фарфора частных заводов темы романтизма — это были лирические пейзажи, миниатюрные копии картин с историческими сюжетами, портреты, изображения народных игр и танцев, картинки экзотики Востока.
Постепенное разорение мелких фарфоровых мануфактур во второй половине XIX века, монополизация фарфоровой промышленности, коснулось и завода Попова — он был закрыт в 1875 году.

Метки завода А.Попова в с.Горбунове. Клеймо синее или вдавленное.

Использованы материалы:
Марки фарфора, фаянса, майолики. Русские и иностранные. –  М., «Сварог и К», 1999
Русский фарфор. –  М., «Планета»,  1993.

Марки завода Юсупова.

Завод князя Юсупоав в с.Архангельском существовал с 1814 по 1831 год. Изделия, достигавшие высокой степени совершенства в продажу не выпускались, а предназначались для подарков гостям и посетителям. Некоторые предметы выписывались из Севра в белом виде и отделовались в Архангельском.

Метки завода Юсупова.

Использованы материалы:
Марки фарфора, фаянса, майолики. Русские и иностранные. –  М., «Сварог и К», 1999
Русский фарфор. –  М., «Планета»,  1993.

Марки завода братьев Корниловых.

В 1835 году в Санкт-Петербурге был основан завод братьев Корниловых, выпускавший дорогие изделия хорошего качества, порой не уступавшие фарфору Императорского завода.
В середине XIX в. ассортимент завода был достаточно разнообразным: делались различные сервизы, блюда, подсвечники, всевозможные флаконы, подарочные чашки и другие предметы обихода, для восточного рынка стали выпускать вещи в «восточном духе». Конкуренция заставила строго следить за новыми веяниями моды и незамедлительно реагировать на изменение покупательского спроса.
Но наряду с механизированной росписью — деколью и ручной скорописью на заводе Корниловых продолжали сохраняться старые традиции виртуозной ручной росписи.

Вдавленная метка на изделиях заводов братьев Корниловых до 1843 г.

Метки после 1843 года.

Использованы материалы:
Марки фарфора, фаянса, майолики. Русские и иностранные. –  М., «Сварог и К», 1999
Русский фарфор. –  М., «Планета»,  1993.

Марки завода Миклашевского.

Завод А.Миклашевского в с.Волокитине Черниговской губернии существовал с 1839 по 1862 гг. Выпускал высокохудожественные произведения подражая большей частью саксонским и частью севрским образцам.

Метки завода А.Миклашевского.

Использованы материалы:
Марки фарфора, фаянса, майолики. Русские и иностранные. –  М., «Сварог и К», 1999

Марки фабрики братьев Барминых.

Фабрика братьев Барминых во Фрязине Московской губернии была основана в 1820 году.

Фабрика Сугодогском уезде основанная в 1848 г. В 1884 г. произошел раздел фабрики между братьями.

Метка № 1 самая редкая — Петра Бармина.

Метка № 2 — Домны Барминой.
Метка № 3 — А.М. Бармина. Ставились на изделиях из фарфора и фаянса.

Метка № 4 синяя, ставилась на изделиях из фарфора.
Метки № 5 и 6 черные, ставились на фаянсовых изделиях.

Использованы материалы:
Марки фарфора, фаянса, майолики. Русские и иностранные. –  М., «Сварог и К», 1999
Русский фарфор. –  М., «Планета»,  1993.


Источник: http://redkie.ru/?p=919


Закрыть ... [X]

Марки русского фарфора - Антиквариат - клейма на фарфоре - Вязание пледов спицами и со схемами



Роспись на чайном сервизе Роспись на чайном сервизе Роспись на чайном сервизе Роспись на чайном сервизе Роспись на чайном сервизе Роспись на чайном сервизе Роспись на чайном сервизе Роспись на чайном сервизе
.